Индекс шаурмы: что популярный фастфуд может сказать о состоянии экономики

12.09.2023, 17:57

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Росстат опубликовал данные по индексу потребительских цен в августе. Согласно статистике, продовольственные товары за прошлый месяц незначительно подешевели. Произошло это благодаря сезонному снижению цен на овощи. Впрочем, цены на некоторые другие товары растут. Так, производители шаурмы предупредили, что популярный столичный фастфуд с сентября подорожает.

На прошлой неделе столичные производители шаурмы сообщили, что ее цена может вырасти на 10–15%. А складывается она из стоимости самих продуктов: мяса птицы, овощей, муки. И с мукой история интересная — если ее себестоимость сейчас даже ниже, чем была в январе, то отпускная цена выше. И спекуляции тут ни при чем.

Хлебокомбинат во Владимире — часть крупной компании, у которой есть и свои поля, и мельница, и транспортная компания. Кажется, что своя мука у них должна быть дешевле.

Владимир Лялин, управляющий Владимирским хлебокомбинатом: «Безусловно, она была бы дешевле, если бы она была укомплектована по-другому. При наличии нынешних кредитов обновление полностью мельничного комплекса — это очень дорогостоящее дело. А без модернизации стоимость муки всегда растет».

Другой вопрос — а так ли критична цена муки в цене конечного хлебобулочного изделия?

Владимир Лялин: «Если смотреть на состав батона, то он почти полностью состоит из муки, но если смотреть на цену, у нас получается практически треть — это мука. Небольшая часть, остальное — сырье: дрожжи, маргарин, сахар, масло. Примерно столько же уходит на его упаковку. <...> Издержки растут во всех частях, а не только в муке».

И один из факторов — это зарплаты. Хлебопекарные предприятия тут сильно конкурируют с другими, более маржинальными отраслями. В этом году, чтобы закрыть дефицит кадров, им пришлось пересматривать зарплаты.

Андрей Сущенко, председатель правления Ассоциации пекарей и кондитеров: «Индексация заработной платы, которая была неизбежна, и она в этом году была, очень сильно прошла. Не только индексировался МРОТ, но и дополнительно пришлось повышать ставки оплаты — как высококвалифицированного персонала, так и неквалифицированного, чтобы быть конкурентными на рынке труда. Это тоже неизбежно сказывается на стоимости конечного продукта».

Прибавило в стоимости и мясо. По данным Росстата, наиболее выраженный рост (более чем на 2–3%) показали две категории мясной продукции — свинина и курица. Здесь сыграл свою роль курс рубля. Многие расходники, например инкубаторское яйцо и корма, — импортные, зарубежное и оборудование. Подхлестнул рост цен и резко выросший этим летом спрос.

Сергей Лисовский, член комитета Госдумы по аграрным вопросам: «Потребление выросло у мясопереработчиков. Соответственно, когда цена на мясо птицы выросла, они перешли на другое мясо, в частности на свинину. Соответственно, резкое потребление мяса птицы будет снижаться, соответственно, цена будет выравниваться. Но если посмотреть на будущее, то, к сожалению, рост цены будет».

А вот цены на овощи снижаются. Вопреки ожиданиям, этот сезон даже называют низким, но не по объему производства, а именно по динамике цены.

Татьяна Кудинова, руководитель отдела продаж агрокомплекса «Центральный Маркет»: «Низкий сезон связан с тем, что сейчас большой выход продукции со свободного грунта, с открытого неба, более простое, более бюджетное выращивание продукции».

Сейчас рынок насыщен (а у кого-то уже подошел урожай на собственных грядках), а овощи — продукт скоропортящийся, его не отложишь «на потом». Поэтому цены оперативно реагируют на обстановку: сейчас — заметным снижением. И это несмотря на то что у многих предприятий расходы растут — и опять речь заходит о росте зарплат. Но как эта разнонаправленная ценовая динамика в конечном итоге скажется на шаурме? Одни поставщики говорят, что цены уже повысились на 30%, кто-то говорит — на 10%. Тем не менее конечный продукт не дорожает настолько.

Юлия Иванова, управляющая рестораном «Хинкальная» GG Group: «Рестораны любят своих гостей и не бегут сразу повышать цены. Мы не повышаем цены сразу. Мы смотрим на рынок, и даже если курс доллара повышается и цены растут, все равно идут потом падение, стабилизация. Невозможно повышать цены каждый раз, это абсурд. По моему опыту, цены повышают раз в год. 5–7% — это всегда стандартное повышение во всех ресторанах Москвы».

Итак, заметного подорожания шаурмы не зафиксировано. Вывод первый: как индикатор цен на продукты она не годится. Вывод второй: несмотря на это, она вполне соответствует общим инфляционным процессам, и если бы не было индекса шаурмы, его точно надо было бы придумать.

Читайте также