«Ужасные перекосы»: как Европа превратилась в дойную корову Украины

10.09.2023, 15:52

Видеосюжет: Алим Юсупов
Видео программы «Итоги недели»

Американцы всегда из всех войн получали выгоду именно потому, что начиналось одностороннее перемещение капиталов, рабочей силы и бизнеса, а Европа никогда не могла составить им конкуренцию. Это каждый раз напоминало выплату дани — тому, у кого реальная власть. Именно так сейчас происходит и в ситуации с Украиной.

Галльский петух — один из символов Франции, которому приписывают гордость и упрямство, кажется, терпит поражение от украинской курицы. Французские фермеры всерьез обеспокоены тем, что дешевое куриное мясо с Украины вытесняет с рынка отечественный продукт.

Жан-Мишель Шеффер, председатель Межпрофессиональной ассоциации поставщиков куриного мяса: «Они не платят пошлины, налоги, не соблюдают стандарты ЕС. И это создает ужасные перекосы в конкуренции для французских фермеров».

Преференции, которые волевым решением руководства ЕС получил украинский агропром, вызвали переполох не только во французских курятниках, но и обмен резким заявлениями на самом высоком уровне. Еще весной пять соседних с Украиной стран во главе с Польшей добились временного эмбарго на ввоз украинского зерна, но его срок вот-вот истечет. И Варшава выдвигает ультиматум Евросоюзу.

Матеуш Моравецкий, премьер-министр Польши: «Мы будем защищать польского фермера, а не слушать то, что нам говорят в Брюсселе, Берлине или Киеве. Вместе с четырьмя другими странами мы ясно говорим, что, независимо от решения ЕС, не допустим нового открытия наших сельхозрынков».

Польский премьер также заявил, что украинским олигархам, и так неплохо зарабатывающим на транзите зерна через Польшу, стоит это ценить. Он явно намекал на то, что и это — лишь вопрос доброй воли Варшавы. В Киеве же в случае продления эмбарго обещают идти в суд.

Владимир Зеленский, президент Украины: «Украина категорически против любых дальнейших ограничений на экспорт нашего зерна. Для украинской экономики речь идет не о заработке, а о выживании в условиях российского террора».

Этот скандал вдвойне неприятен и для Киева, и для Брюсселя. Всего неделю назад было объявлено о скором расширении ЕС. Первой в очереди — как раз Украина, а нынешние и потенциально будущий члены уже публично ссорятся по хозяйственным вопросам. Впрочем, сторонники расширения и не скрывают, что главная цель не столько экономическая целесообразность, сколько изоляция России. Правда, с такой постановкой вопроса не согласны в некоторых влиятельных столицах. Министр иностранных дел Франции заявила газете Le Monde, что без России, занимающей большую часть континента, безопасность строить невозможно. К трезвой оценке призывает и экс-президент Саркози.

Николя Саркози, президент Франции в 2007–2012 гг. : «Уничтожить Россию, вторую по ядерному потенциалу мировую державу? Нет, нет и нет, этого никогда не произойдет. Для них Крым — русский. Мы можем обсуждать это до посинения, но это не так работает».

Один из тех, кто считает, что может и сработать, Жозеп Боррель, приехал на этой неделе в Грузию, которой обещали, но пока так и не дали статус кандидата в ЕС. Там ему пришлось повторить тезис о том, что вступление в Евросоюз надо заслужить, в том числе соответствующим отношением к России.

Жозеп Боррель, верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС: «Нужно соблюдать санкции, и мы сожалеем о возобновлении полетов между Грузией и Россией. Ваши стандарты внешней политики — не на очень высоком уровне».

Боррель при этом сравнил Грузию со студентом, сдающим экзамен профессору, то есть Евросоюзу. Впрочем, в самом ЕС не все готовы к практическим занятиям по расширению. По сведениям Süddeutsche Zeitung, большинство правительств ЕС «пришло от этой идеи в абсолютный ужас» — главным образом потому, что непонятно, как расплачиваться за банкет в честь новых членов. Популярность властей на фоне роста стоимости жизни и так падает почти везде в Европе.

Daily Telegraph пишет, что на прошлой неделе в Брюсселе ожесточенно спорили из-за сокращения общего европейского бюджета, истощенного экономическим соревнованием с США, помощью Украине и энергетическими санкциями. Несмотря на бодрые отчеты лидеров ЕС о постоянном снижении энергозависимости от России, обещании некоего светлого будущего для европейской экономики, свободной от российского газа, реалисты, например глава европейской конфердерации бизнеса Фредерик Персон, констатируют: конкурентность Европы снизилась за последние три года. Прямые инвестиции сократились на три четверти. Причем в том же объеме они увеличились в США и в Азии.

На недавнем автосалоне в Мюнхене царили пораженческие настроения. Глава Volkswagen публично жаловался на то, что Китай теснит с рынков немецкие автомобили. Промышленники говорят, что Германии все труднее поддать газу — в прямом и переносном смысле.

Хильдегард Мюллер, глава Объединения автомобильной промышленности Германии: «Затраты на энергоресурсы у нас слишком высокие по сравнению с другими странами. Такая структура расходов делает нас неконкурентоспособными на международном рынке».

Олаф Шольц успокаивает: то же говорили когда-то про японские и корейские машины. Но оппоненты считают, что немецкий лидер просто отказывается смотреть правде в глаза.

Обсуждение национального бюджета в Бундестаге проходило в режиме словесной потасовки. Больше всего критики вызвали планы по резкому увеличению военного бюджета. 100 миллиардов евро уже выделено на довооружение, а в ближайшие годы потратят еще 25–30 миллиардов. Конечно, в связи с Украиной.

Маркус Фронмайер, депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии»: «Тот, кто изучит бюджет, придет к трезвому выводу: правительство превращает ФРГ в дойную корову Украины».

Гезине Лётч, член бундестага от Левой партии: «Я могу резюмировать этот бюджета одним предложением: федеральное правительство неравнодушно к танкам, но не к детям».

Впрочем, роман с танками и другим вооружением продолжается по всей Европе. В Дании решили расстаться с шестью музейными танками Leopard для того, обучать на них украинских военных. Газета Politico пишет, что производство боеприпасов на европейских заводах к концу года увеличится вдвое. По подсчетам Кильского института мировой экономики, совокупно европейцы уже потратили на Украину больше, чем США. Но официальная позиция Европы прежняя — эта кредитная линия не закроется никогда.

Все выпуски программы «Итоги недели».

Связанные новости

Читайте также