Импортозамещение в важнейшем из искусств: перспективы российского кино

28.08.2023, 11:05

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

Российская киноиндустрия в целом сейчас переживает подъем. Вопреки опасениям уход голливудских фильмов массового закрытия кинотеатров не вызвал. Ситуация дала импульс отечественным компаниям развиваться активнее, в том числе наращивать производство съемочного оборудования.

Кинопроизводство в России в 2023 году представляет собой картину противоречивую. Из-за ухода голливудских гигантов прокат сократился. Но съемок российских фильмов и сериалов для большого экрана, телевидения и стриминговых платформ, наоборот, стало больше. И здесь важно то, как обстоят дела со съемочным оборудованием и техникой для кинопоказа. По опросам экспертов, зависимость от импорта — более 90%, кто-то называет даже 98%. Например, в России не производятся цифровые камеры и проекторы для больших экранов.

Но, например, мобильный кран для съемок разработан и построен в России. Оборудование узкоспециализированное, оно позволяет делать очень эффектные кадры в динамичных сценах на высокой скорости. Его создатели даже получили за него «Оскара». Неудивительно, что эта техника известна и в России, и за рубежом.

Кинооптику умели делать еще в Советском Союзе. Например, НПО «Экран» разрабатывало объективы для такого гиганта, как «Ломо». В какой-то момент, казалось, всё вытеснила импортная оптика, но нет. Причем российскую оптику, похоже, лучше знали за рубежом, чем внутри страны. Однако большинство российского кинооборудования до сих пор не может составить серьезную конкуренцию крупным западным или азиатским компаниям.

Виктор Демент, режиссер-постановщик: «Что касается съемочного оборудования, то мы в основном пользуемся международными брендами, потому что они на широкий спектр потребителей ориентируются. А наши потребители не могут выпускать оборудование ради оборудования. Поэтому выпускают вещи, в чем традиционно мы сильны».

Причина — в специфике рынка. Если мировые бренды работают на весь мир, то российские, как правило, на внутренний же рынок.

Игорь Ренард-Кио, управляющий компании «Рентал 2.39»: «Сейчас всё, что делается, делается достаточно локально. Есть ребята из Питера, которые делают оптику, в экспериментальном режиме люди делают радиофокусы, различную периферию — это тележки, обвесы для камер, площадки. Просто в какой-то момент это было упущено, ну, видимо, сейчас наступает время потихоньку восстанавливать всё это».

Это типичная история для стартапа — всё начинается с желания сделать либо дешевле, либо лучше, а в идеале — и то, и другое вместе. Главное, в чем упущено время — это камеры, но эксперты считают, что их пока и не надо замещать: уже закупленного хватит на несколько лет вперед. А потом либо альтернатива найдется, либо ситуация изменится. И параллельный импорт, хоть и со всеми минусами, никто пока не отменял.

Новости по теме

Читайте также