Чудо на Неве: как экипаж Ту-124 приводнился в центре Ленинграда

21.08.2023, 18:29

Видеосюжет: Антон Зыков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сегодня ровно 60 лет назад, 21 августа 1963 года, в центре Ленинграда произошла экстренная посадка самолета. Ни экипаж, ни пассажиры рейса Таллин — Москва не пострадали. При этом летчики не были удостоены наград и готовились отправиться под суд. Сейчас из экипажа Ту-124 уже никого не осталось в живых. Зато есть очевидцы, отчетливо запомнившие тот день.

Как и сейчас, ровно 60 лет назад, Юрий Туйск находился у себя в квартире в доме на проспекте Шаумяна, когда над головой с грохотом несколько раз пронесся самолет. К тому моменту Ту-124 уже сидел на Неве. А это был спецборт, который кружил над местом происшествия.

Все 21 августа 1963-го пытались разобраться, как пассажирский лайнер оказался в реке. 23-летний юноша, не зная еще, что случилось, схватил свой фотоаппарат и побежал на улицу.

На это удивительное происшествие пришли посмотреть десятки, если не сотни ленинградцев. Милиция перекрыла движение. В то время проезжая часть была значительно уже современной, и гранитного берега не было. С Малоохтинского проспекта серебристый фюзеляж Ту-124 хорошо просматривался.

Самые известные снимки аварийной посадки самолета сделал именно Юрий Викторович. Фиксируя чудо, чудом остался незамеченным сам. Ведь правоохранительные органы вылавливали фотографов и пленки либо засвечивали, либо отвозили в специальный отдел. Туйск затерялся в толпе.

Юрий Туйск, очевидец, писатель: «Вот 60 лет назад буквально в 100 метрах отсюда этот самолет плавал на протяжении вечера и ночи. И только к утру он затонул».

Владимир Цивинский наблюдал за всем с другого края. Он возвращался в тот день со смены на заводе. После поворота на набережную увидел сверкающий хвост в воде и вышел из троллейбуса.

Владимир Цивинский, очевидец, сотрудник тренажерного центра СПбГУГА: «Самолет, плоты и около самолета находится буксир. Я видел часть… Кое-кто уже выходил, выходила последняя бабушка. Она последняя вышла, всех привезли сюда, на этот берег».

Все очевидцы указывают на буксир, который работал на Неве и перевозил бревна. В то время на этой стороне реки был плотовый рейд деревообрабатывающего комбината. Именно водное судно первым и пришло на помощь судну воздушному.

Юрий Поршин, капитан буксира: «Я подошел кормой, подошел к носу самолета и потащил его к берегу. Крыло самолета подошло вплотную к плоту. Получился естественный трап. Соответственно, первыми вышли команда самолета, ну и потом пассажиры».

В тех условиях посадка оказалась настолько мягкой, что ни одному из находившихся на борту не потребовалась медицинская помощь. Все 45 пассажиров и 7 членов экипажа сошли на берег невредимыми.

А вот по эмоциональному состоянию показания разнятся. Стоявшие на берегу видели сильное потрясение на лицах приводнившихся. А летевший тем рейсом Виктор Чацкий, напротив, говорил об исключительной собранности всех.

Виктор Чацкий, пассажир рейса SU-366 (Ту-124): «Все поняли, что всё запланировано. Все же чувствовали, что что-то не то. Никаких волнений в самолете не было. Полная тишина».

Рейс 366 вылетел из Таллина в Москву в 9 утра. Проблемы у современного реактивного самолета начались уже при отрыве от земли: переднюю стойку шасси заклинило в полуубранном положении. Вернуться в эстонский аэропорт не было возможности из-за густого тумана. Диспетчеры перенаправили в Ленинград.

Экипажу за время полета так и не удалось расправить носовую ногу, и на подлете к городу на Неве машина стала нарезать круги, вырабатывая топливо, чтобы садиться на брюхо и уменьшить риск возгорания. Но на восьмом витке заглох первый двигатель, еще через какое-то время выключился и последний.

Понимая, что до Пулково не долететь, второй пилот предложил командиру Виктору Мостовому приводняться. Машина садилась бесшумно. И не развалилась она от удара о воду только из-за прочного корпуса и грамотно проработанных аэродинамических особенностей.

Виктор Чацкий, пассажир рейса SU-366 (Ту-124): «Связь не работала, электричества не было, двигатели не работали, электричества в машине не было. Мостовой железным голосом сказал: „Садимся на воду“. Он сохранил скорость, когда пикировал на воду. Перед водой он выровнял машину и сел очень красиво хвостом, нацелившись на распорки моста».

История чудесного приводнения на Неву по-разному повлияла на всех ее участников. Экипаж сначала исключили из авиаотряда, потом представили к орденам, но указ так и не был подписан. Зато награду получил капитан буксира.

Владимир Цивинский так впечатлился историей, что позже стал авиадиспетчером. А Юрий Туйск с авиацией жизнь не связал, зато стал писателем и опубликовал книгу о том событии. Приложив снимки, которые он хранил дома непроявленными 33 года. Чтобы все узнали о героическом подвиге и божьем промысле, когда придет время.

Антон Зыков

Читайте также