Удобно и оперативно: телемедицина в России набирает популярность

18.08.2023, 12:39

В России ввели новый правовой режим в сфере телемедицины, правда пока в качестве эксперимента. Докторам позволили ставить диагнозы и выписывать рецепты. До этого на онлайн-консультациях врачи могли только выслушать жалобы пациента и собрать предварительный анамнез. Пилотный проект продлится три года. На начальном этапе к нему подключили несколько десятков частных клиник. В случае положительных результатов проект расширят на все медучреждения. К телемедицине особенно часто прибегают в отдаленных селах и городах, где жителям не так просто попасть на очный прием к нужному специалисту.

Не выходя из собственной кухни, Ольга заходит на прием к врачу. До этого была очная консультация, теперь онлайн. Доктор комментирует результаты анализов, отвечает на вопросы; если нужно, выпишет рецепт. Раньше получить его можно было только в клинике, сейчас врач ставит электронную подпись и отправляет документ в личный кабинет пациента.

Полина Шелуха, врач-кардиолог сети медицинских клиник: «Там появится QR-код, по которому в аптеке сможет провизор или фармацевт проверить подлинность этого рецепта. Так пациент гораздо быстрее начнет лечение необходимым препаратом».

Ольга Трифонова, пациентка: «Я живу далеко от клиники. Чтобы добраться, мне нужно потратить где-то полтора-два часа. А с этим сервисом я существенно экономлю это время».

Врач теперь имеет право дистанционно скорректировать схему лечения и при необходимости поменять препараты. Раньше официально это можно было делать только на очном приеме. Новый правовой режим, расширяющий возможности телемедицины, заработал с 1 августа, пока в качестве эксперимента в нем участвуют 28 частных клиник.

Владимир Волошин, директор департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития РФ: «Это все, конечно же, будет применено далее и при корректировке общего регулирования, и при использовании, при лечении пациентов через ОМС. У нас очень большая территория страны. Есть люди, которые проживают в труднодоступных отдаленных территориях, далеко не всегда и не везде есть необходимый набор врачей».

Сергей живет возле станции Тургеневка в Самарской области, за медицинской помощью обратился в фельдшерско-акушерский пункт, пожаловался на скачки давления и головные боли. Электрокардиограмму сделала медсестра прямо в ФАПе, а консультацию провел кардиолог районной больницы дистанционно. Если бы такой возможности не было, на очный прием Сергей вряд ли попал бы в ближайшие дни.

Светлана Абдульменова, заведующая ФАП станции Тургеневка: «Я б его отправила для начала к участковому терапевту, участковый терапевт посмотрел бы, сказал бы записаться к кардиологу, это не сразу быстро и близко. Там определенное время, ну, от недели до двух недель».

Даже просто доехать от станции Тургеневка до больницы сейчас целое приключение.

Сергей Иванов: «В данный момент на железной дороге ремонты, бывают переносы, бывают отмены электричек, не всегда удобно и не всегда даже возможно приехать».

Телемедицинские технологии официально в России применяют с 2018 года, причем не только в формате «врач — пациент». Например, руководитель отделения онкогинекологии центра Блохина консультирует коллег из Магнитогорска.

Алексей Шевчук, заведующий отделением онкогинекологии ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» Минздрава РФ: «Телемедцинские консультации проводятся постоянно. По крайней мере, в нашем отделении это по несколько человек в неделю. Наши специалисты изучают документы, дают свои заключения, дают рекомендации».

Иногда собирают целый телемедицинский консилиум, где собираются специалисты из нескольких отделений. Случай сложный: пациентка беременна, окончательного диагноза нет, а без него невозможно начать эффективное лечение. Через час обсуждений принято решение провести молекулярно-генетическое исследование. Уже на следующий день биоматематериал доставлен в Москву, а еще через сутки поставлен диагноз и назначена терапия.

Тигран Геворкян, заместитель директора по реализации федеральных проектов ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» Минздрава РФ: «Где-то девяти из десяти случаев при телемедицинской консультации выпадает необходимость поездки сегодня пациента в федеральный центр. Почему? Во-первых, за три года в рамках федерального проекта „Борьба с онкологическими заболеваниями“ были оснащены все медицинские организации, профильные организации в субъектах Российской Федерации. В девяти случаях этого достаточно, чтобы пациент наш онкологический лечился у себя дома, не выезжая».

Телемедицинские технологии сегодня позволяют даже оцифровывать гистологические стекла и отправлять их на пересмотр в Москву онлайн за несколько секунд.

Николай Козлов, врач-патологоанатом патологоанатомической лаборатории ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» Минздрава РФ: «В рамках телемедицины мы можем провести с помощью гистосканеров консультацию сложных диагностических случаев, которые нередко встречаются в онкологии, что позволяет сэкономить время для принятия решения о выборе тактики лечения, а пациенту позволяет, не покидая места жительства, оперативнее начать лечебный процесс».

Телемедицина, конечно, очные приемы полностью не заменит, да и нет такой цели. Но бывают ситуации, когда дистанционная консультация экономит время и дает возможность оперативно начать необходимое лечение.

Александр Андреев, генеральный директор медицинской компании «Доктор рядом»: «Возьмем банальный пример: мама с ребенком, только что произошли роды, мама привязана к ребенку. Ну, как ей вырваться из вот этой вот рутины, чтобы позаботиться о себе, получить медицинскую помощь? Конечно, телемедицина — хорошее подспорье для такой группы пациентов. За период пандемии телемедицина шагнула глубоко вперед. Сейчас уже во многих странах создаются государственные сервисы, которые покрывают всю страну».

Телемедицина становится все более востребованной. Если верить соцопросам, больше половины жителей России хотели бы иметь возможность регулярно консультироваться с врачами онлайн, но пользуются телемедицинскими сервисами пока только 10% россиян.

Читайте также