«Фабрика счастья»: Москва отмечает 95-летие Парка Горького

12.08.2023, 12:18

Видеосюжет: Ксения Игнатова
Видео программы «Сегодня в Москве»

Столица отмечает 95-летие Парка Горького. Он открылся 12 августа 1928 года.

Москва празднует 95-летие Парка Горького. Он открылся 12 августа 1928 года и сразу же стал одним из самых популярных в столице. Сейчас это неотъемлемая часть города со своей особой атмосферой, главной аркой, фонтаном, цветочной оранжереей и даже собственным пляжем.

В 1934 году английский писатель Герберт Уэллс, путешествуя по Советскому Союзу, так впечатлился Парком Горького, что окрестил его «фабрикой счастливых людей». Со временем эта фраза сократилась до «фабрики счастья» и стала одним из неофициальных названий главного парка страны.

Последние 95 лет формула летнего счастья москвичей и туристов — гулять по Парку Горького вечером жаркого дня. Для Елены Соболевой, хранителя истории парка, это вся жизнь.

Елена Соболева: «В два года я случайно прыгнула в Голицынский пруд. В дошкольном возрасте я была поражена красотой архитектуры туалета Власова на Пушкинской набережной. Увидев его, я просила купить билет в этот детский театр».

Соболева работает в Парке Горького уже больше 30 лет. Она хранитель его истории. Знает наизусть каждый уголок, оберегает архив и ведет уникальные экскурсии по местам-символам Парка Горького. К примеру, до наших дней дошло здание «Шестигранник», спроектированное архитектором Иваном Жолтовским еще для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года, на месте которой и решили создать парк. Сейчас его реставрируют.

Сохранились до нашего времени и несколько скульптур, заказанных еще первым директором парка Бетти Глан в 30-х годах прошлого века.

Елена Соболева: «Часть из них была выполнена из белого железобетона, а часть были бронзовыми. И наследие великих архитекторов Янсон-Манизер и ее мужа Матвея до сих пор пребывает в парке, хотя они мигрировали».

Так, скульптура «Балерина», моделью для которой стала звезда Большого театра Галина Уланова, после войны оказалась на месте бывшей парашютной вышки. В 30–40-х годах это было легендарное место. Если у желающего воспользоваться аттракционом не хватало смелости прыгнуть или он был нетрезв, что случалось с мужчинами довольно часто, то спуститься по лестнице с вышки было уже нельзя.

Елена Соболева: «Поскольку парашютная вышка имела такой спиралевидный спуск, бортики служили рекламной площадкой, а на самом деле это был бобслейный канал, где мальчики садились на такие тарантайки на колесиках и, набирая скорость, спускались вниз. И там, где приземлялись девушки, стоял гром аплодисментов. А там, где вылетали молодые люди, стоял свист».

В числе долгожителей и фонтан с фигурой «Девушка на буме». Эту гимнастку скульптор Елена Янсон-Манизер слепила с родной сестры Галины Вишневской. Как и «Балерина», это один из ярчайших образов парка, пропагандирующий красоту и силу спорта.

А в самом сердце центрального фонтана Парка Горького в середине 30-х годов установили знаменитую скульптуру «Девушка с веслом». Великую Отечественную войну она не пережила — уже в середине 50-х ее пришлось демонтировать. Интересно, что скульптуры нет уже практически 70 лет, но она по-прежнему остается символом парка. Сам фонтан немного поменялся, но по-прежнему встречает каждого гостя, даря прохладу в жаркий день.

Сохранились и пруды партерной части Нескучного сада. Также главной константой остается набережная Москвы-реки, вдоль которой москвичи гуляли и в день открытия парка в 1928 году.

Еще одно живописное и очень романтичное место, один из символов Парка Горького — белая ротонда. Всего их здесь две, они появились еще до создания самого парка. В начале XIX века они ограничивали общественный парк при Голицынской больнице, который позже вошел в состав Парка Горького.

Одну из культовых сцен фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» снимали в Зелёном театре. Он появился в 30-х годах и был рассчитан на 20 тыс. зрителей. Под открытым небом, в окружении вековых деревьев проводили представления и политические митинги, показывали кино и устраивали спортивные соревнования. Во времена перестройки его настигло запустение, и театр вполне мог уйти в историю, как парашютная вышка, если бы не музыкант Стас Намин и его группа «Цветы». Тогдашний директор парка выделил им две комнаты для репетиций.

Стас Намин: «Какие-то здесь были концертики еще, но постепенно все хуже и хуже. И в результате мне удалось взять в аренду. Тогда мы стали реставрировать, реконструировать, починили всю крышу <...>. И тогда здесь начались концерты, фестивали».

Так, в Зелёном театре родилась новая культура новой страны. Это могло стать одним из шагов к возрождению Парка Горького в начале прошлого десятилетия, к возрождению его в том виде, каким мы его знаем сейчас, в год 95-летия.

Читайте также