Труд как часть воспитательного процесса: на Кубани в детсадах поставили теплицы

07.08.2023, 11:05

Видеосюжет: Святослав Гордин
Видео программы «Сегодня»

В Новороссийске к сельскому хозяйству начинают приобщать уже в детских садах. Там труд сделали частью воспитательного процесса и организовали мини-клумбы, теплицы и даже небольшие фермы. Ребята в игровой форме учатся полоть грядки, сажать огурцы и помидоры, а также кормить животных.

Сначала были просто грядки в виде эксперимента, потом все стало серьезнее, появилась теплица, капуста, огурцы, помидоры, но не такие, как мамы приносят из магазина, их дети сажали сами, сами поливали и ухаживали. Ребята видели, как появляются первые ростки, вели дневники наблюдения и теперь собирают свой первый в жизни урожай, а потом пробуют, предварительно вымыв и овощи, и руки.

В станице Раевской в детском саду №6, кроме прогулок, тихого часа, походов в столовую, игр и остальной насыщенной детсадовской жизни, появились необычные дежурства. Основы сельскохозяйственного ручного труда детям нравится. Потом маленькие огороды в виде лука и фасоли на подоконнике появляются у многих дома.

Елена Патрушева, заведующая детским садом №6: «К сожалению, наши дети не знают, что такое сельский социум и быт, не во всех семьях есть домашние животные и огороды».

В Новороссийске 60 детских садов, элементы трудового воспитания в той или иной степени используют в каждом из них. Край благодатный, дети ходят на экскурсии к фермерам, видит, как растет хлеб, каким трудом все это дается. Для дошкольных педагогов это одна из образовательных задач.

Ирина Макушева, заведующая детским садом №23: «Во-первых, нужно познакомить детей с трудом взрослых и воспитать положительное отношение к труду».

Самые простые вещи дети потом делают сами в своем детском саду. Сад №23 считается инновационной площадкой. Привычнее, когда в живом уголке попугайчики, черепашки и хомячки. Здесь же маленькая ферма с образовательным уклоном, когда дети учатся кормить кур, и творческим — путь от яйца до наседки представлен в детских рисунках и аппликациях.

Дети в ответе за тех, кого приручили. Цыплят принесли еще совсем маленькими, они растут. Растут и дети, смотрят и удивляются, что куры не умеют летать, рано встают и ложатся спать на закате. Непосредственность и ежеминутные открытия взрослых часто просто умиляют в детях, а педагогам это позволяет делать необходимые выводы. Малыши наблюдают, учатся ответственности, заботе. Такие занятия могут помочь с выбором будущей профессии.

Евгения Дрюмя, заместитель начальника управления дошкольного образования г. Новороссийска: «Нам кажется, что малыши только беспечно и играют. Но я говорила и говорю, что 80% знаний мы получаем в дошкольном возрасте, до пяти лет».

До конца младшего школьного возраста, то есть до начальной школы дети познают мир, играя и взаимодействуя с предметами. Психологи говорят, что садоводство вполне позволяет развивать у детей когнитивные функции и регулировать их эмоциональное состояние. Тут все зависит от опыта педагогов и их отношения к делу и детям.

Александра Перевезенцева, клинический психолог: «Надо научить ребенка взаимодействовать с предметами, различать объемы, считать, читать, выполнять простые инструкции, следовать правилам, сталкиваться с удачами и неудачами, взаимодействовать в команде».

Это кажется очень простым и где-то забытым опытом. Природа Кубани и северных регионов отличается, сложно выращивать огурцы за полярным кругом, если копировать идеи новороссийских педагогов буквально. Но труд как элемент обучения и воспитания может быть самым разным.

Читайте также