Рассвет анимации: как российские мультипликаторы начали работать без западного ПО

05.08.2023, 11:11

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня в Москве»

В этом году в столице в рамках проекта «Лето моей карьеры» с востребованными профессиями познакомились больше 800 школьников. Особое внимание уделили профессии мультипликатора. Отечественная анимация сейчас находится на подъеме. С уходом из России иностранных киностудий московские аниматоры наращивают объемы производства контента и привлекают новую аудиторию. За последние несколько лет анимационные компании получили от столичного правительства больше 100 миллионов рублей. Свою продукцию только в прошлом году они представили на 170 международных кинофестивалях.

Второй сезон мультсериала о полюбившихся детям живых рюкзачках рождается в студии анимации «Мечталёт».

Андрей Лучицкий, сотрудник студии анимации «Мечталёт»: «Сейчас я занимаюсь непосредственно созданием чистовой анимации. Мы используем один из популярных программных продуктов, в нем мы создали наших персонажей. Это болванки, по сути, это просто марионетки. Персонажа мы можем вертеть в разные стороны, перемещать».

Здесь же кипит работа над полнометражным фильмом о путешествии русского мореплавателя Геннадия Невельского на Дальний Восток. И если с фантазией у художников проблем нет, об инструментах — программных продуктах — этого не скажешь.

Глеб Павленко, режиссер студии анимации «Мечталёт»: «Cтало гораздо сложнее закупать иностранное программное обеспечение для работы. Это можно обойти, но с этим есть все равно проблемы. Ушли в первую очередь программы компании Adobe, Photoshop».

Действительно, большинство программ, в которых в последние годы отрисовывались фильмы и отрихтовывались мелкие детали, стали для российских анимационных студий недоступными.

Владимир Николаев, продюсер студии анимации «Воронеж»: «Мы построили индустрию, но мы не занимались технологиями. То есть мы шли по пути наименьшего сопротивления, пользовались тем программным обеспечением, которое было в открытом доступе, которого нас сейчас лишили, все лицензии отключили, все производители ушли».

Но отечественные мультипликаторы эту проблему почти решили. В студии анимации, подарившей зрителям эпопею о «Снежной Королеве», работают не только над готовящейся премьерой «Руслан и Людмила», но и создают свое собственное программное обеспечение.

Константин Гиляровский, программист студии анимации «Воронеж»: «У нас есть разные генераторы волос, меха, шерсти, потому что в предыдущих проектах мы сталкивались с необходимостью рисовать волосы, шерсть, создавать ее, причесывать персонажей, и это проблема при работе с другими продуктами».

Эти модули уже объединены в одну платформу.

Владимир Николаев: «Это платформа, которая позволяет делать 3D-анимацию от начала до конца. Мы не хотим заменять те модули, которые можно использовать с открытым кодом, мы именно делаем профильное ПО, которое позволяет делать анимацию».

Софт уже отправили всем большим студиям для тестирования. Благодаря обратной связи программисты доведут продукт до совершенства, и через пару лет его можно будет использовать в промышленных масштабах. О том, что отечественное ПО необходимо, говорят и в «Союзмультфильме».

Юлия Осетинская, генеральный продюсер студии «Союзмультфильм»: «Нам необходимо наращивать и наращивать собственное ПО, разрабатывать его, и если у нас это всегда было в долгосрочной перспективе, то сейчас все эти ограничения подтолкнули нас, что это краткосрочная стратегия».

Российский софт позволит «Союзмультфильму» сохранить уже выработанный за годы ритм — это около 20 серий в месяц — и выпускать действительно качественную анимацию. Сейчас, когда многие студии рассчитывают выпускать мультфильмы и для иностранной аудитории, (например, азиатской) это важно как никогда.

Читайте также