Экологично, безопасно, эффективно: в Оренбурге испытывают тепловоз на сжиженном газе

01.08.2023, 11:30

Видеосюжет: Никита Коробенков
Видео программы «Сегодня»

Оренбургские инженеры готовятся запустить в серийное производство свою уникальную разработку — единственный в мире локомотив на сжиженном природном газе. Его главные преимущества — экологичность, безопасность и эффективность. Проектировали передовой локомотив по поручению президента. Амбициозный проект воплотили в жизнь благодаря «Газпрому». Экспериментальный образец успешно прошел тест-драйв.

Локомотив намотал 13 тысяч километров пробега, и все только в рамках тест-драйва. Вот уже год оренбургский филиал компании «Газпромтранс» проводит испытания уникального локомотива, который готовится пойти в серийное производство. Главное внешнее отличие этой машины от остальных, хотя вроде бы с виду такой же локомотив, заключается в сером баке и его содержимом. Таких емкостей тут, кстати, три, их хватает на 10 дней работы. Для сравнения: обычного дизельного тепловоза, под завязку заправленного, хватает на 5–7 дней.

Локомотив работает на сжиженном природном газе, который получают посредством охлаждения природного газа до космических температур. В результате он сжимается в 600 раз. Сжиженный природный газ дешевле дизельного топлива, но у него еще одно важное достоинство — экологичность.

Игорь Беленовский, начальник оренбургского филиалА ООО «Газпромтранс»: «Количество выбросов СО2 за год на дизельном топливе — 28 тонн, у этого локомотива количество выбросов — 15 тонн. Кроме этого, локомотив эргономичен, отсутствие шума. То есть этот локомотив свободно может работать в черте города».

Экология — главный мировой тренд последних лет, поэтому такая инновация на железных дорогах — настоящий прорыв. Гужевой транспорт на рельсах сменили паровые машины, на место паровозов пришли тепловозы, работающие от дизельного топлива. Их сменили электровозы, которые работают от контактной сети. Железнодорожный транспорт пережил три революции. Мы, судя по всему, на пороге четвертой, которая вершится в Оренбурге.

Длительные испытания еще идут. В компании «Газпромтранс» рассчитывают, что они завершаться до конца года. В первую очередь специалисты должны убедиться, что газовое оборудование локомотива будет работать абсолютно надежно.

Александр Рогачёв, начальник локомотивного депо оренбургского филиала ООО «Газпромтранс»: «Уникальным оборудованием является сама криогенная емкость, которая находится на подвижном составе. Что она из себя представляет? По сути, это термос, который состоит из двух стенок, а между ними находится вакуум. И важно понимать работу этой емкости в любых атмосферных условиях в любое время года, а также ударные нагрузи, которые испытывает состав, чтобы емкость была исправна, работоспособна и могла обслуживать локомотив. Испытываем емкость и сам двигатель в том числе, газомоторный двигатель тоже».

Естественно, для начала массовой эксплуатации таких локомотивов понадобиться создание инфраструктуры по заправке сжиженным природным газом. Пока проходят испытания, как говорится, приходится заправляться из канистры.

Алексей Кузин, мастер участка технического обслуживания локомотивов оренбургского филиала ООО «Газпромтранс»: «В дальнейшем при увеличении эксплуатационного парка локомотивов до семи единиц уже будет рассмотрен вопрос по установке стационарных заправочных комплексов».

Люди в кабине нового локомотива — больше чем просто машинисты. Это испытатели новой техники, таких в России тоже единицы.

Сергей Кожевников, машинист тепловоза оренбургского филиала ООО «Газпромтранс»: «Пересесть с обычного тепловоза за управление этого локомотива просто не получится, нужно пройти обучение. Мы обучались в Екатеринбурге в дорожно-технической школе №2 два месяца, сдавали внутренние экзамены, сдавали экзамены в Ространснадзоре, где получили свидетельство на управление этим локомотивом. Двигатели другие, это ж все нужно знать. Топливо другое, хранение топлива другое, это же все надо изучить».

Машинисты работают и будут работать только на «газике», как они по-свойски окрестили новый локомотив. Несмотря на то, что он еще проходит тест-драйв, нагрузка на людей в кабине совсем не тренировочная. Испытания оборудования проходят в любую погоду и в любое время. Например, ночью тестируют систему освещения и камеры обзора.

Александр Спасенков, машинист тепловоза оренбургского филиала ООО «Газпромтранс»: «Конечно, подспорье машинисту, особенно при работе в одно лицо, при движении я вижу всю картину не только по правой стороне, а уже метров за 150 полностью. Ну, Гагариным себя не чувствую, но где-то около этого».

За 12 месяцев испытаний в локомотив внедрили около 70 различных доработок, в первую очередь они направлены на оптимизацию расхода топлива.

Владимир Размадзе, начальник управления эксплуатации путей и тягового состава ООО «Газпромтранс»: «Дорабатывали работу системы подачи топлива, настраивали систему мощности, которая позволяет эксплуатировать локомотив, потому что излишняя мощность — это тоже расход топлива лишний. И в то же время нам нужно достичь сравнительных характеристик, как наш тепловоз дизельный работает. В принципе, вот эти все наши эксперименты привели к тому, что локомотив с мощностью чуть-чуть заниженной выполняет ту же работу, что и тепловоз на дизельном топливе».

Компания «Газпромтранс» на этом проекте не планирует останавливаться. Уже сейчас конструкторы работают над новой моделью, обещают еще более эффективный двигатель, улучшенные характеристики емкостей для заправки СПГ и даже новый дизайн.

Читайте также