Развитие отечественной беспилотной авиации выходит на новый уровень

31.07.2023, 11:20

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня»

Одним из приоритетов отечественной инженерной мысли становится развитие беспилотной авиации. В ближайшие годы в эту отрасль вложат сотни миллиардов рублей, но процесс тормозится отсутствием инфраструктуры. Это касается в том числе безопасности и контроля. Также необходимы изменения в законодательстве. Что поможет беспилотникам набрать высоту?

Согласно федеральному проекту, уже к 2030 году беспилотники будут полностью интегрированы в единое воздушное пространство страны. Другими словами, их коммерческие запуски будут осуществляться наряду с пилотируемыми воздушными судами. За беспилотной авиацией будущее.

Владислав Овчинский, руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики г. Москвы: «Беспилотники могут быть использованы более интенсивно, нежели пилотируемая авиация. Пилотируемая авиация — это дорого, это сложно, долго по времени и, собственно говоря, не всегда экономически эффективно. Сверхзадача — создать новую отрасль в Российской Федерации, отрасль беспилотных авиационных систем».

На реализацию масштабного проекта по интеграции беспилотников, по оценке Минтранса, потребуется 236 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на модернизацию аэродромов, внедрение унифицированной инфраструктуры управления и контроля, связи, навигации на территории всей страны. Все это позволит существенно расширить логистические горизонты грузоперевозок.

Глеб Бабинцев, генеральный директор Ассоциации работодателей предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст»: «Беспилотники будут применяться там, где курьера уже мало, а Ми-8 уже много. Где нужно перевезти 5, 10, 15 килограммов на расстояние 100–200 километров и точно велокурьером не отправишь. Автомобили, которые сегодня катаются и возят грузы, вы видите, создают гигантские, колоссальные пробки, загружая трафик этими небольшими перевозками. Если бы мы подняли логистику в воздух, мы очень серьезно развили бы потоки и освободили эту логистику».

Многие эксперты считают, что для безопасного и эффективного использования беспилотников создания лишь наземной инфраструктуры недостаточно, необходимо смотреть выше.

Никита Данилов, основатель и гендиректор компании «Флай Дрон»: «Безусловно, ключевая проблема — это протяженность нашей страны. Невозможно все покрыть наземным оборудованием и везде выставить системы наблюдения и связи с земли. Поэтому есть сегменты, где требуется уже внедрение спутниковых технологий, наблюдение с помощью спутника за беспилотником. Либо переход на рискориентированную модель, когда государство должно принять, что какие-то зоны являются менее рискованными, там полеты могут проходить без наблюдения».

Сегодня развитие беспилотной авиации в России тормозит большое количество бесполетных зон. Чтобы запустить дрон в разрешенных местах, необходимо пройти утомительную процедуру согласования. Упростить жизнь и операторам, и чиновникам позволяют внедряемые отечественные цифровые сервисы. С обычного смартфона достаточно внести данные пользователя и план полета, чтобы уже через полчаса получить разрешение. С помощью этого же приложения контролирующие органы в режиме онлайн могут отслеживать все перемещения в воздухе и вычислять нарушителей.

Никита Данилов: «Мы видим воздушную обстановку, мы видим, кто летает, мы видим беспилотник, который частично нарушил полет. Была задана зона полета, фиолетовым очерчена, а он немножко вылетел и тем самым нарушил зону полета».

Расправить крылья беспилотной авиации мешают пробелы в законодательстве и в вопросе сертификации.

Глеб Бабинцев: «В Российской Федерации на сегодняшний день сертифицированы всего четыре компании как эксплуатанты, остальные вынуждены работать в теневом сегменте. Если мы упростим эту процедуру сертификации эксплуатанта, то мы сразу легализуем компании. Это будет уже стимул для роста рынка».

Даже несмотря на это российский рынок беспилотников переживает бурный рост. Только за последние 5 лет производство БПЛА увеличилось в два с половиной раза — с 8 до 20 тысяч дронов. По всей стране открылись десятки компаний, выпускающих широкую линейку, начиная от небольших и юрких FPV-дронов, активно применяющихся в том числе и в зоне СВО, и заканчивая промышленными коптерами. Если раньше значительная часть самих аппаратов и комплектующих для их производства приобретали за рубежом, в основном в Китае, то сегодня ставка сделана на импортозамещение.

На базе московского индустриального парка «Руднево» в этом году откроется федеральный центр беспилотных авиасистем. Пока запущена первая очередь, но уже вскоре на площади в полмиллиона квадратных метров разместятся конструкторские бюро, испытательные площадки и цеха по серийному производству беспилотников.

Не отстают и регионы, где наши инженеры разрабатывают и собирают беспилотники. На предприятии в Санкт-Петербурге налажен полный производственный цикл беспилотных авиационных систем, способных конкурировать с мировыми аналогами. Поставляются они не только на внутренний рынок, но и в 12 стран мира. Причем создают здесь как сами коммерческие беспилотники для аэрофотосъемки и геологоразведки, так и программное обеспечение для обработки полученных с них данных. Например, благодаря искусственному интеллекту по серии разноракурсных фотографий автоматически создаются 3D-модели любого объекта, а проведение светового шоу с использованием тысяч дронов — это уже так, для души.

В стране налаживают производство и оборудования сопутствующей инфраструктуры для обеспечения полетов. Большинство дронов, применяемых сегодня в России, летают на аккумуляторных батареях. И от скорости их перезарядки во многом зависит эффективность применения беспилотников. Мобильная станция, или, как ее еще называют, дронопорт — чисто российская разработка. С ее помощью и без участия оператора можно менять аккумуляторные батареи буквально за считаные минуты. Соответственно, время простоя техники сокращается, а производительность увеличивается в разы. Еще одно российское ноу-хау — передвижной дронопорт, почтамат.

Василий Лобанов, директор по продажам компании «Гаскар Групп»: «Дрон садится наверх, посылка опускается в окошко, клиент подходит, забирает товар любой из этого окошка. Или, например, вам нужно что-то отправить. Окно открывается, кладете, дрон загружает в корзинку и улетает».

Почтамат уже успешно испытали в «Сколково», а затем в одной из самарских больниц перевозили сыворотку. Три таких аппарата даже закупила одна из африканских стран. Однако в России массовому их применению пока мешают законодательные ограничения. Но с весны следующего года вступят в силу изменения в федеральных правилах использования воздушного пространства, согласно которым разрешается запускать беспилотники над населенными пунктами на высоте до 150 метров в светлое время суток, а для нужд сельского хозяйства на высоте до 30 метров и на удалении более 5 километров от аэродромов. Причем для запуска беспилотников весом до 30 килограммов вообще не придется подавать авиационным властям план полета. Но в альянсе малой авиации опасаются, что массовое применение дронов может привести к росту числа авиакатастроф.

Сергей Детенышев, председатель правления ассоциации малых авиационных предприятий: «Само по себе массовое использование ничем не чревато, если будет обеспечены технические средства, которые позволят избежать столкновения воздушных судов в воздухе. Если тенденция продолжится, если беспилотная авиация будет развиваться не вместе, а параллельно с малой авиацией, то рано или поздно они конечно начнут сталкиваться».

Широкое внедрение БПЛА потребует и квалифицированных кадров, как операторов, так и инженеров. Ряд российских вузов и колледжей уже включился в программу по их подготовке. На базе Ульяновского института гражданской авиации открыли центр беспилотных систем, конкурс — 28 человек на место.

Елена Беляева, заведующая кафедрой организации аэропортовой деятельности и информационных технологий Ульяновского авиационного института гражданской авиации: «Это актуальное направление, поэтому абитуриенты активно подают документы на поступление. Еще год или два назад практически вакансий не было по данным направлениям. На сегодняшний день существует много вакансий. Специалисты будут работать и в кадастровой сфере, и в сельском хозяйстве, и в других направлениях».

Уже в ближайшем будущем, когда в России окончательно сформируется и окрепнет отрасль беспилотных авиационных систем, такие специалисты будут крайне востребованы. В целом национальный проект по ее развитию как приоритетный кабинет министров по поручению президента должен утвердить до 1 сентября.

Читайте также