Ростех создал отечественную систему связи «борт — земля» для авиакомпаний

28.07.2023, 12:02

Фото: РИА Новости © 2023, Игорь Зарембо

Дочерние структуры госкорпорации «Ростех» восстановили для российских авиакомпаний сервис цифровой связи «борт-земля» для обмена цифровыми текстовыми сообщениями в полете.

Компании «Инфоком-Авиа» и «Азимут» Ростеха создали оборудование и внедрили сервис цифровой связи «борт — земля» для российских авиакомпаний. Об этом говорится в сообщении пресс-службы госкорпорации.

В сообщении приводятся слова гендиректора АО «Инфоком-Авиа» Виктора Соломенцева о том, что импортные системы заменены российскими в ряде аэропортов.

Наземные станции цифровой связи отечественной разработки уже размещены в нескольких аэропортах, в том числе в Шереметьево. Обработка данных производится в российском процессинговом центре, который подключен к производственным системам авиакомпаний «Аэрофлот» и S7, в процессе подключения авиакомпании «Россия», Red Wings. До конца текущего года станции будут установлены в 10 аэропортах страны.

Отмечается, что всего планируется установить 105 наземных станций, что позволит предоставить сервис на всей территории страны. Созданный компаниями Ростеха сервис обеспечивает передачу всей телеметрии с борта самолета в центр управления авиакомпании, обмен экипажей и оперативных служб метеорологической и плановой информацией, необходимыми инструкциями, в том числе в критических ситуациях. Генеральный директор АО «Азимут» Аскер Саидов отмечает, что все изделия представляют собой программно-аппаратные комплексы, разработанное программное обеспечение включено в реестр российского ПО.

С помощью наших изделий будет также обеспечена возможность внедрения таких сервисов, как доставка на борт цифровых сводок погоды по аэродрому (D-ATIS), цифровое разрешение на вылет (DCL), передача цифровых сообщений «диспетчер управления воздушным движением — пилот воздушного судна» (CPDLC). Мы продолжаем разработки новых видов изделий в интересах обеспечения эффективности воздушного транспорта и безопасности полетов.

Как пишут «Известия», речь идет о технологии ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System), то есть, адресно-отчетной системе авиационной связи. Она применяется с 1978 года и используется для передачи коротких и простых текстовых сообщений между экипажами самолетов и наземными службами авиакомпаний или диспетчерами на аэродромах. Это происходит с помощью наземных станций по прямой радиосвязи или через спутник. Например, через ACARS можно передать информацию об основных этапах полета, данные о состоянии систем самолета в полете, технические сообщения. Сервис опциональный, перевозчики сами выбирают, подключаться ли к нему. Это своего рода альтернатива голосовому радиообмену с диспетчером или замена бумажного документооборота между экипажем и собственной авиакомпанией. Собеседник газеты на авиарынке отметил, что система устраняет проблему языковых акцентов, например, при начитке метеорологической информации пилот не всегда может с первого раза понять диспетчера, сообщающего в эфир информацию о погоде, тогда как текстовое сообщение интерпретируется однозначно.

Представитель Red Wings подтвердил газете, что авиакомпания начала использовать отечественный сервис с июня.

Преимущество в обмене цифровыми данными и текстовой информацией состоит в минимизации рисков потери корректных данных по сравнению с «голосовым» обменом данными по радиосвязи. Полученный экипажем воздушного судна текст, например, скорректированный уже в полете маршрут, позволяет корректно передать данные в органы по организации воздушного движения, сэкономив время на их обработку и применение, тем самым обеспечив наиболее эффективное и безопасное использование имеющейся структуры воздушного пространства и минимизацию выбросов оксида углерода в окружающую среду.

В Ростехе пояснили, что до марта 2022 года сервис цифровой связи «борт — земля» для российских и иностранных авиакомпаний в России предоставляли иностранные провайдеры: швейцарская SITA и американская ARINC. Так, на территории России была размещена сеть радиостанций, а обработка авиасообщений осуществлялась в зарубежных процессинговых центрах.

С 29 марта 2022 года сервисы цифровой связи стали недоступны в связи с введенными США и Евросоюзом санкциями. Как следствие, были нарушены критически важные производственные процессы, что привело к финансовым потерям.

Источник «Известий», близкий к одному из авиаперевозчиков, говорит, что фактически все это время, больше года, перевозчики мучались. Самолеты в небе не имели прямой связи со своими авиакомпаниями. Например, экипажи испытывали сложности с передачей телеметрии и других актуальных данных с борта. Аналогично у диспетчеров были затруднения в части корректировки действий экипажей, находящихся в полете, что могло вести к перерасходу топлива. Информация о готовности судна к полету, о том, что пассажиры загружены и груз распределен, передавалась сначала по телефону в офис авиакомпании и далее в уполномоченные инстанции в бумажном виде. Это существенным образом влияло на производственные процессы.

Читайте также