Поставки китайских легковых автомобилей в Россию подскочили на 543%

26.07.2023, 16:10

Фото: РИА Новости © 2023, Алексей Майшев

Экспорт легковых автомобилей и грузовиков из КНР в Россию в первой половине 2023 года вырос в разы, доля Китая в российском импорте автомобилей превысила 70%.

Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года составил 4,6 миллиарда долларов. Это на 543% превышает аналогичный показатель первой половины прошлого года. В июне 2023-го поставки составили 1,03 миллиарда долларов, это максимум с начала года. Об этом пишет РБК со ссылкой на статистику Главного таможенного управления КНР.

Согласно данным таможни, в январе-июне Китай экспортировал в Россию 325,8 тысячи легковых автомобилей, это в пять раз больше, чем в январе-июне прошлого года. Как сообщала ранее Китайская ассоциация автопроизводителей, за первые пять месяцев года КНР отправила в Россию 287 тысяч автомобилей, что сделало нашу страну крупнейшим экспортным рынком для китайских автомобилей. На втором месте — Мексика.

Согласно данным таможенной статистики КНР, в досанкционном 2021 году китайский экспорт легковых автомобилей составлял 1,5 миллиарда долларов за весь год. По открытой информации Федеральной таможенной службы России, в 2021 году китайские автомобили обеспечивали около 10% всего российского импорта легковых автомашин, а сейчас на Китай приходится свыше 70% импортных поставок, пишет Центральный банк России в июльском докладе по экономикам регионов.

При стабильной доле отечественных моделей большая часть доступных автомобилей теперь представлена импортом, причем в его структуре стали преобладать подержанные модели, на которые приходится более трети совокупного предложения.

Из-за санкций производство легковых автомобилей в России в 2022 году снизилось на 67%, что в ЦБ связывают «во многом с сокращением объемов контрактной сборки из-за ухода иностранных концернов», В 2021 году на отечественную сборку иномарок пришлось около 70% совокупного выпуска легковых автомобилей в стране. Как оценивал ЦБ, производство собственно российских марок сократилось примерно на 40%, в основном из-за проблем с поставками комплектующих. Но, помимо этого, прекратили выпуск в России иностранные автоконцерны, а также из-за санкций резко сократился импорт легковых автомобилей из Европы, Южной Кореи и Японии.

В досанкционном 2021 году импорт легковых автомобилей в Россию составил 8 миллиардов, это данные ФТС. По данным стран — торговых партнеров России, тогда крупнейшими поставщиками на российский рынок были Япония, Южная Корея и Германия.

В 2022 году Евросоюз запретил экспорт в Россию «люксовых» автомобилей, то есть, тех, чья стоимость выше 50 тысяч евро или 5 миллионов рублей по текущему курсу. А в июне 2023 года, в составе 11-го санкционного пакета, эмбарго было распространено на все новые и подержанные автомобили с двигателем объемом более 1,9 литров, электромобили и гибридные автомобили независимо от цены. Япония в апреле 2022 года запретила поставки в Россию автомобилей стоимостью выше 6 миллионов иен, это 3,86 миллиона рублей по текущему курсу, а сейчас правительство Японии рассматривает возможность запрета экспорта в Россию всех автомобилей с двигателем более 1,9 литров, гибридных автомобилей и электрокаров. Об этом пишут японские СМИ. Южная Корея в прошлом году запретила экспорт новых автомобилей в Россию.

Собеседник агентства, знакомый с данными российской таможенной статистики, говорит, что в отношении ввоза автомобилей она сопоставима с китайской. По его словам, в первом полугодии 2023 года на китайские легковые автомобили пришлось более 70% в общем импорте легковых автомобилей, тогда как доля поставок из Южной Кореи и Японии сократилась до 1%.

Аналитическое агентство «Автостат» утверждает, что в июне доля Китая в импорте новых легковых автомобилей достигла почти 76%. По данным агентства, сейчас официальные поставки автомобилей на наш рынок осуществляют лишь китайские производители. Потенциальное решение Японии запретить поставки в Россию подержанных автомобилей может повлиять на рынок, поскольку доля Японии высока в отношении ввоза подержанных машин в страну, в июне она составила 55,6%.

С другой стороны, за последние два года этот показатель заметно уменьшился, раньше на долю импорта легковых машин с пробегом из Японии приходилось свыше 90%.

Из таможенной статистики КНР следует также, что экспорт грузовых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года увеличился в 3,6 раза. Он составил 1,68 миллиарда долларов, тогда как в тот же период прошлого года равнялся 464 миллионам долларов. Это отмечал и Банк России в своем июльском докладе.

Китайские грузовики стремительно расширяют свое присутствие на российском рынке, сумев быстро заместить ушедшую из-за санкций «большую европейскую семерку» (DAF, Iveco, MAN, Volvo, Renault, Scania, Mercedes — РБК). По сообщениям автодилеров, экспансия грузовых автомобилей из Китая на российском рынке связана как с недостаточным предложением грузовиков отечественных марок, так и с отдельными конкурентными преимуществами китайской продукции.

Китай стремительно нарастил долю и на российском рынке тракторов и дорожно-строительной техники. Так, поставки тракторов из КНР в январе-июне достигли 1,63 миллиарда, что в 23 раза превышает сравнительный показатель за тот же период 2022 года. Китайский экспорт бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, экскаваторов увеличился в три раза, до 1,5 миллиардов долларов.

Начальник аналитического центра «АСМ-холдинг» Василий Сеин отмечает, что сейчас доля китайских производителей на российском рынке составляет 40%, а к концу 2023 года она может вырасти до 50–60%, если АвтоВАЗ выполнит свои планы по производству 400 тысяч автомобилей за этот год.

И это явно не предел. Сейчас не предвидится улучшений отношений России с Западом, западные производители в ближайшее время не собираются вернуться на российский рынок. К тому же в России уже есть несколько производств автомобилей китайских марок («Автотор», Haval, Sollers) и ряд производств российских марок, в основе которых лежат автомобили китайских компаний. С учетом таких «скрытых» партнерств общая доля китайских производителей в России может вырасти до 80%.

Аналитик по автопрому Владимир Беспалов говорит, что возможности по поставкам из многих стран ограничены или требуют сложной логистики, а импорт из Китая выглядит как наиболее приемлемое решение балансирования спроса и предложения.

На российском рынке по-прежнему сохраняется дефицит предложения, поэтому возможности для дальнейшего роста импорта есть. Но в среднесрочной перспективе, по мере того как будут запускаться или перезапускаться производства автомобилей в России, правительство будет создавать условия для развития именно локальных проектов. В этом случае будут сужаться возможности для импорта, а внутренний спрос будет в большей мере удовлетворяться за счет локального производства, в том числе локализованных проектов на основе китайских разработок.

Партнер Strategy Partners Алексей Волостнов согласен, что рост объема поставок китайских автомобилей в Россию будет продолжаться. Эта тенденция, по его словам, распространяется не только на легковые автомобили, но и на коммерческий транспорт и спецтехнику. Однако параллельно пойдет процесс локализации производства на основе сначала крупноузловой, а потом более локализованной сборки.

Собственное производство автомобилей в России это, определенно, лукавство: большая часть машин собирается из импортных комплектов и компонентов. В дальнейшем очевидно, что регулятор будет настаивать на более глубокой локализации производства китайских машин, используя как стимулирующие, так и рестриктивные меры. Более того, в целом китайские компании не против переноса части сборочных операций в Россию и использования отечественных компонентов, при наличии качественных и надежных производителей, которые готовы работать в соответствии с требованиям китайских компаний.

Читайте также