Семейная история: как генеалогические исследования позволяют восстановить родословную

26.07.2023, 10:16

Видеосюжет: Алексей Прокин
Видео программы «Сегодня»

В России стремительно набирают популярность генеалогические исследования. Узнать свою родословную, по крупицам собрать факты из жизни предков, если повезет, и распутать тайны вековой давности. Работа поисковиков нередко напоминает настоящий детектив.

Богатая история рода Андрея Смелкова, корни которого, как оказалось, переплетаются с корнями древа первых Рюриковичей, сначала немало удивила предпринимателя, который долгие годы живет и работает в Москве. Генеалогическое исследование Андрей заказал еще 5 лет назад. Отправиться в историческое путешествие он решил в память об отце.

Елена Уфимская и Екатерина Гуськова восстанавливают славную историю села Максимовка в Самарской области и героев этой истории по крупицам. Летчики Алексей Хабаров, Алексей Воронов и Владимир Комаров погибли во время тренировочных вылетов и похоронены на местном кладбище.

Екатерина Гуськова, учитель русского языка и литературы: «С чего-то начать нужно было. Мы пошли на кладбище, увидели, что там в ужасном состоянии могилы были. Но я знала, что у нас богатый архив документов».

Екатерина — учитель русского языка, Елена — профессиональный историк. Они решили, что нить, которая связывает настоящее с прошлым, не должна обрываться.

Елену и Екатерину поиски привели в архив ВМФ в Гатчине, где хранились документы некоторых пилотов из второго запасного авиаполка и школы летчиков морской авиации. Андрей Смелков по пути предков проехал едва ли не полстраны, но самые первые страницы семейной истории всегда хранятся в книгах, а расследование всегда начинается с попыток разобрать витиеватый почерк их составителей.

Анастасия Уткина, начальник отдела архивного поиска: «Классическая триада — это метрические книги, ревизские сказки и исповедные росписи. Это очень приятное волнение, у нас нет ни одного проекта, в котором нет находок».

Анастасия Уткина возглавляет отдел архивного поиска одного из центров генеалогии в стране. Сейчас в работе находится 40 дел. Большинство заказчиков пытается установить родство, чтобы претендовать на наследство. Но раскидистые деревья вырастают все чаще.

Анастасия Уткина: «Преимущественно мы занимаемся крестьянами. Дворяне нечасто заходят, нечасто, но бывает».

Леонид Храмков, руководитель Центра генеалогических исследований: «Были исследования, у которых предки из разных концов Российской империи. В советском времени все пришло в движение».

В третьем классе Леонид каллиграфическим почерком записал в тетрадке имена бабушек и дедушек и с тех пор установил 220 прямых предков. На самом деле все, кто решают заняться изучением семейной истории, удивляются, как много можно узнать о собственных предках. Несмотря на множество испытаний временем, исторические документы, которые и помогают возвращать прошлое, сохранились на 80%.

Семейная история, вписанная в контекст истории страны, значительна и весома и в переносном, и в прямом смысле. Но первое и, наверное, главное, что понимает каждый, узнав, о том, кем были предки: я не одинок. В центре генеалогии, отвечая на вопрос, почему это важно, любят цитировать Марка Твена, который сказал: все, что есть у нас собственного, может поместиться на кончике иголки, все же остальное нам передал длинный ряд предков.

О том, как Андрей Смелков искал своих предков, даже сняли документальный фильм. Называется он «В поисках спящего рыцаря». Для Андрея этот спуск по генеалогическому древу стал возможностью пробудить рыцаря в себе.

Зарисовки к документальному фильму о своем герое — военном аэродроме в селе Максимовка — собственными силами сейчас делают и Екатерина с Еленой, сохраняя память, пробуждая интерес и чувство гордости за малую родину.

Читайте также