Спасатели тренируются на автохламе

12.03.2012, 17:45

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургское МЧС провело соревнования по оказанию помощи во время ДТП.

Сегодня на улице Фучика в Петербурге сразу из нескольких автомобилей извлекали пострадавших в серьезных авариях. И делали это на скорость. МЧС проводит традиционные соревнования, главная цель которых — не только выявить лучших, но и понять, какие навыки следует отработать более тщательно. Ведь от действий спасателей в подобных ситуациях зависят жизни людей.

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв наблюдал за работой спасателей.

Десять минут до начала соревнований. Спасатели осматривают старую «шестерку»: заглядывают в салон и под капот, будто ценители отечественной автомобильной классики. Некоторые машины на этой стоянке, действительно, — мечта коллекционера.

Например, 402-й «москвич» с оригинальными хромированными деталями. Но на бережное отношение этим авто рассчитывать не стоит. Их так внимательно разглядывают, чтобы понять, как быстрее разбить стекла, снять двери и отрезать крышу.

Профессиональному конкурсу спасателей реалистичности добавляет еще и то, что все автомобили, которые здесь в качестве реквизита, уже побывали в авариях. У «Волги» дверь действительно не открывается. Кроме того, они достаются командам по жеребьевке. Это единственный элемент везения в этом профессиональном конкурсе, ведь резать широкую боковую стойку «Волги» вовсе не то же самое, что у «шестерки».

Но при работе в условиях реального ДТП спасателям ведь тоже не приходится выбирать, из машины какой марки и модели извлекать пострадавших. Нужно просто сделать это как можно быстрее и при этом не усугубить состояние человека.

По условиям соревнований, разбитую машину нужно обездвижить, обесточить бортовую сеть, одновременно с этим через заднее стекло в салон пробирается спасатель, который внутри оказывает водителю и пассажиру первую помощь и закрывает их от осколков. Его коллеги снаружи начинают разбивать окна и гидравлическим инструментом перекусывать стойки. Затем снимают крышу, после этого можно вытаскивать условных пострадавших.

В среднем, команды тратят на спасение двух человек около восьми минут. Но в итоговых результатах это время у большинства отрядов гораздо больше. Внимательные судьи начисляют штрафные баллы за любой недочет: кто-то не поддерживал крышу, когда резали стойку, кто-то сначала вытащил пострадавшего, а лишь потом наложил шейный корсет. В спасательных операциях мелочей быть не может.

Николай Мамаев, спасатель Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС РФ, судья соревнований: «У нас любая ошибка писана кровью. Не опущенные очки при разрезании стойки — это поврежденные глаза. Не разрушенное остекление, когда начинает работать инструмент, — это порезанные, разбитые руки спасателей. Т.е. это ошибки очень важные и значимые».

Внимательно следят за действиями спасателей и их конкуренты, которые в этот момент не участвуют в соревновании. Они подмечают не только ошибки, но профессиональные хитрости и ноу-хау. Конкуренты-то они только на соревновании, а в жизни — коллеги, которые не прочь перенять опыт друг друга.

Сергей Козырев, начальник Управления организации пожаротушения и аварийно-спасательных работ ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу: «Наши подразделения растут в профессиональном плане и движутся вперед потому, что приходит новое аварийно-спасательное оборудование. И мы учимся на нем работать».

«Впрочем, главное — не оборудование, а профессиональная подготовка», — уверенно заявили победители соревнований — сотрудники Поисково-спасательной службы Петербурга.

Сергей Виноградов, начальник дежурной смены Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга: «Мы тренируемся, поэтому все достаточно слаженно получается. Это все упирается в долгие тренировки».

В Петербурге оказывать помощь пострадавшим в ДТП имеют право бойцы всех пожарных частей. Помимо них — сотрудники спасательных отрядов, подчиняющихся городу. Сегодня команды всех этих подразделений справились с жесткими условиями, в которые их поставили организации. Но сами спасатели заметили: к счастью, в жизни эти навыки применять приходится не так часто.

Читайте также