«Ведомости»: продажи водки и коньяка в России упали на 16,4 и 20,3% за год

24.07.2023, 11:45

Фото: РИА Новости © 2023, Мария Девахина

В России снизились объемы продаж и производства крепкого алкоголя, эксперты полагают, что это может быть связано с ростом нелегального рынка.

Официальные продажи коньяка и бренди в России по итогам первого полугодия 2023-го упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,3% до 3,7 миллиона декалитров, продажи водки снизились на 16,4% до 30,2 миллиона декалитров. Такие данные публикуют «Ведомости» со ссылкой на статистику Росстата. Там указано, например, что компания «Татспиртпром», в которую входят бренды Graf Ledoff, «Крещенская», Tundra, сократила продажи водки на 14% до 3,6 миллиона декалитров, а Beluga Group, владеющая марками Belugа, «Беленькая», «Русский лед», снизила объемы на 26% до 3,5 миллионов декалитров.

У Stellar Group, в которую входят бренды Old Barrel, Mancatcher, Veda, реализация коньяка и бренди снизилась на 19% до 689 тысяч декалитров, На 33% до 758 тысяч декалитров упали продажи у Alvisa, это марки «Старейшина» и «Киновский».

Эксперты объясняют снижение реализации крепких алкогольных напитков ростом нелегального рынка. В частности, об этом говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов, и подтверждает лидер всероссийского движения «Трезвая Россия» Султан Хамзаев.

Падение продаж связано с тем, что ряд зарубежных производителей качественного алкоголя ушли с рынка, а оптовики стали замещать их контрафактной продукцией и работать с теневыми производителями.

Владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман добавляет, что сейчас наблюдается сокращение доходов среднего класса, основных потребителей крепких алкогольных напитков. А это ведет к переходу этой части населения на аналогичные, но более дешевые алкогольные напитки, зачастую из некачественного материала или даже суррогаты. Эксперт уточняет, что такая продукция в официальной статистике не учитывается. Кауфман считает, что такая тенденция продолжится и дальше, поэтому производители будут вынуждены снижать цены на свои напитки либо переходить на выпуск другого, менее дорогого алкоголя.

Росстат помимо снижения продаж фиксирует еще и сокращение производства крепких алкогольных напитков. За первые шесть месяцев 2023 года выпуск водки упал на 9% до 33,2 миллиона декалитров, а коньяка и бренди — на 13% до 4,2 миллиона декалитров. Так, у «Татспиртпрома» показатель снизился на 2%, у Stellar Group — на 9,5%, у Alvisa — на 25,8%. Гревцов объясняет такую тенденцию «определенной коррекцией», так как в прошлом году из-за сокращения импорта выпуск отечественного алкоголя в стране сильно вырос. По его мнению, даже итоговые объемы этого года вряд ли превысят прошлогодние показатели.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз обращает внимание на то, что сейчас есть еще проблема с затовариванием алкогольными напитками у торговых сетей. По его словам, они просто перегружены такой продукцией с прошлого года. С февраля 2022-го российские производители начали выпускать ее в большом объеме с целью импортозамещения, при этом импортеры стали привозить в Россию иностранные напитки в огромном количестве из-за опасения изменения цен и усложнений в логистике. По его словам, пока сети не продадут залежавшиеся на полках товары, российским производителям придется сокращать ее выпуск.

Вадим Дробиз считает, что ситуация на рынке может улучшиться к концу текущего года в том случае, если спрос и предложение сравняются, снижение цен на алкоголь, по его мнению, маловероятно. С ним согласился Станислав Кауфман, который добавил, что в настоящий момент участники рынка действительно не готовы пойти на такие меры по ряду причин. В частности, магазинам это невыгодно из-за того, что крепкий алкоголь для них один из основных источников дохода. В свою очередь, производители работают на грани рентабельности и продажа продукции дешевле себестоимости может в целом фатально ударить по их бизнесу и, следовательно, рынку.

Читайте также