В ЕАЭС обсуждают введение НДС в 20% на трансграничную торговлю

13.07.2023, 12:24

Фото: РИА Новости © 2023, Нина Зотина

В Евразийской экономической комиссии обсуждают поправки в Таможенный кодекс ЕАЭС, которые предполагают введение НДС в 20% на трансграничную электронную торговлю.

В Евразийской экономической комиссии рассматривают вопрос о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС. Поправки предполагают, что на трансграничную электронную торговлю введут налог на добавленную стоимость в размере 20%. С этой инициативой выступила белорусская сторона, ее поддержал Казахстан. С 2022 года эти страны установили такой сбор на товары электронной торговли, поступающие из-за рубежа. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на одну из онлайн-компаний на отечественном рынке. В Минпромторге изданию пояснили, что проект поправок с такими изменениями уже готов.

Газета ознакомилась также с письмом Wildberries в Минэкономразвития, министерство представляет интересы России в ЕЭК. В документе говорится, что на практике у маркетплейсов появится новая обязанность: исчислять, удерживать и перечислять НДС в бюджет по операциям продавцов из третьих стран вне ЕАЭС.

Например, норма коснется продавцов из Китая, которые сейчас поставляют в Россию технику или электронику. В Wildberries предполагают, что эта инициатива может негативно отразиться на взаимной торговле между странами.

Отсутствие НДС на иностранные товары, которые ввозят в Россию для личных нужд граждан, стимулируют спрос: для россиян продукция дешевле на 20%. Также трансграничная торговля противодействует санкционному давлению, насыщая рынок товарами потребительского спроса. При взимании НДС товар подорожает, и люди будут вынуждены покупать его с наценкой в 20% либо отказаться от него. Поэтому Wildberries просит Минэкономразвития не допустить введения такой нормы. В компании не уточнили, какая доля продавцов приходится на зарубежных.

В пресс-службе Wildberries «Известиям» отметили, что на маркетплейсе нет торговцев, которые не уплачивают налоги.
Большая часть продавцов нашей онлайн-платформы это представители российского бизнеса, они оплачивают налоги в бюджет России, а предприниматели из стран ЕАЭС — в бюджеты своих стран.

По прогнозам Ozon, инициатива сократит рынок трансграничной торговли в несколько раз. Как говорят в компании, в первую очередь это скажется на потребителях со средним и низким уровнем дохода.

Введение дополнительного налога приведет к росту цен на любые товары, приобретаемые для личных нужд из-за рубежа, на 20%. Россиянам придется отказаться от покупки продукции, к которой они привыкли, либо приобретать ее на сером рынке. С рынка пропадет часть популярных в России товаров, которые не имеют релевантных отечественных аналогов или крупных дистрибьютеров в стране. Более дешевые предложения продавцов из других стран, например, из Китая, стимулируют рынок к здоровой ценовой конкуренции.

По итогам первого квартала на площадке представлены товары около 30 тысяч иностранных продавцов из Казахстана, Белоруссии, Китая, Турции. Это около 12% от всех торговцев на Ozon. С тем, что введение нормы негативно скажется на развитии трансграничной торговли, насыщении российского рынка и доступности товаров для покупателей, согласны и в «Яндекс Маркете».

Иностранных и отечественных продавцов следует уравнять в условиях. Все экспортеры в мире не платят НДС, когда вывозят свой товар из страны. При этом, когда иностранные продавцы поставляют товары в РФ, они не платят НДС, а когда российский бизнес поставляет продукцию в Китай, то он оплачивает сбор.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов отметил, что организация сейчас находится на этапе выработки позиции по данному вопросу.

Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов подчеркнул, что сейчас российские продавцы и производители находятся в неравных условиях с зарубежными, чьи товары продаются на маркетплейсах: из-за разницы в налоговой нагрузке иностранная продукция может предлагаться по более привлекательной цене.
Поэтому с точки зрения выравнивания конкурентных условий и поддержки отечественного бизнеса, прежде всего производителей, это, безусловно, правильный шаг. Что касается потребителей, то у них в любом случае сохранится возможность приобретать товары за рубежом с помощью многочисленных специализированных сервисов без уплаты НДС.

Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников в беседе с «Известиями» заявил, что обычно такие инициативы поднимают стоимость товаров для конечного потребителя, но незначительно. Для потребителя важно, чтобы это не коснулось тех покупок, которые граждане делают на сумму ниже порога, который НДС не облагается. Например, в России такие покупки можно совершать до 1 тысячи евро. Если говорить об НДС на импорт для юридических лиц, то в большинстве стран ЕАЭС уже есть такая ставка — 20%.

Читайте также