Продажи телевизоров в первом полугодии превысили показатели 2021 года

12.07.2023, 10:44

Видео программы «Сегодня»

В первом полугодии 2023-го число проданных в России телевизоров превысило уровень продаж до начала СВО и ухода иностранных брендов с отечественного рынка.

Число проданных в России телевизоров в первом полугодии 2023 года превысило не только уровень января-июня прошлого года, но и уровень продаж до начала СВО и массового исхода иностранных брендов с российского рынка. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на статистику группы компаний «F+tech | Марвел».

Согласно полученным данным, за первые шесть месяцев этого года было продано 3,8 миллионов телевизоров. Это на 35% выше, чем год назад, когда было продано 2,8 миллиона штук, и на 13% больше, чем первом полугодии 2021 года, когда россияне купили 3,3 миллиона устройств. Рост продаж телевизоров на 35% год к году подтвердил изданию и руководитель департамента «Кино и звук» группы «М.видео-Эльдорадо» Алексей Никонов.

При этом в денежном выражении сегмент год к году сократился на 7,5%, со 100 миллиардов рублей в первом полугодии 2022 года до 92,5 миллиарда рублей в 2023-м. В первом полугодии 2021 года объем рынка был на уровне 86,2 миллиарда рублей.

Аналитики отмечают существенное перераспределение долей брендов. Так, год назад 60% рынка телевизоров в деньгах занимали корейские компании LG и Samsung, сейчас их совокупная доля составляет только 22%. При этом растут продажи телевизоров китайских брендов и собственных торговых марок (СТМ) ритейлеров. Доля последних увеличилась с 7,9 до 10,8%.

Алексей Никонов говорит, что ведущие китайские производители заместили корейские бренды прежде всего за счет большого ассортимента, в том числе в верхнем ценовом сегменте, и более привлекательной стоимости даже при сопоставимых технических характеристиках. В лидерах этого года в сетях «М.видео-Эльдорадо»: китайские Hisense, Haier и японская Toshiba.

Второй тренд на рынке телевизоров, по словам Никонова, это увеличение интереса к устройствам из России и СНГ. В топ-5 продаж в количественном выражении в «М.видео-Эльдорадо» вошла собственная торговая марка Hi, также растет интерес к телевизорам с ОС от «Яндекса» и «Сбера», заметную долю занимает узбекский Artel. При этом продажи белорусских телевизоров Vityaz за год снизились на 55%, а их доля рынка год к году сократилась с 2,7 до 1%, отметили аналитики «F+tech | Марвел».

На Ozon в первые шесть месяцев этого года продажи телевизоров в штуках выросли на 200% относительно первого полугодия 2022 года и более чем на 300% относительно первого полугодия 2021-го, сообщил директор по развитию бизнеса маркетплейса в категории «электроника» Александр Милькин. На Wildberries рост продаж телевизоров в штуках год к году составил 61%, сообщили в компании. Среди наиболее востребованных марок в «Ситилинке» и на Wildberries продукция азиатских и отечественных брендов, включая LG, Samsung, китайские Harper, Hisense, Xiaomi, а также Erisson и BQ.

Главный редактор портала Ferra.ru Евгений Харитонов рассказал изданию, что если в начале прошлого года россияне покупали телевизоры зарубежных брендов, которые заявили о приостановке деятельности в России, то позже драйвером продаж стало появление телевизоров китайских производителей и СТМ, например Tuvio от «Яндекса», Hi, Hartens от Ozon и прочих, у которых наценка за характеристики снижена. Чтобы захватить долю рынка за счет СТМ и привлечь пользователей в экосистему, «железо» продается близко к себестоимости, пояснил эксперт. А у белорусских телевизоров Vityaz помимо меньшей привлекательности в сравнении с российскими СТМ есть ряд технических проблем. Например, в ряде моделей не поддерживается Bluetooth-пульт и есть только поддержка ИК-пульта, который каждый раз нужно направлять в определенный угол телевизора, объяснил Харитонов.

Руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков добавил, что российские марки, которые заместили Samsung и LG, работают в основном в бюджетном и реже в среднем ценовых сегментах рынка. По этой причине средняя цена телевизоров на рынке упала и, несмотря на большой объем продаж, в денежном выражении рынок сжался. Сурков отметил также, что существенное падение продаж LG и Samsung связано с тем, что до СВО компании производили телевизоры на собственных заводах в России. Новые телевизоры либо продавались из складских запасов, либо стали импортироваться в Россию, но импорт дороже из-за пошлин и логистики, добавил он.
В результате масштабной дефляции на этом рынке сложилась ситуация, при которой потребители, которые долго откладывали замену телевизора, получили возможность выбирать устройства в более привлекательной для них ценовой категории, добавил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Генеральный директор компании BQ Владимир Пузанов считает, что цены на телевизоры будут расти. По его словам, в 2023 году закупочные цены на LCD-панели выросли на 25% в долларах США, а девальвация рубля добавит до 50% стоимости к минимальным значениям первой половины года. «Это не произойдет стремительно, поскольку у игроков еще есть запасы по старым ценам, но при текущем курсе рубля к доллару и ценах на панели в Китае мы увидим осенью цену от 12 000 рублей на базовый телевизор диагональю 32 дюйма без функции Smart», — добавил он.
В 2021 году средняя цена самого популярного телевизора диагональю 32 дюйма была на уровне 9500 рублей, в 2022-м по причине резкого скачка курса доллара и нарушения логистики она составила 11 500 рублей, резюмировал Пузанов.

Читайте также