Технологическая независимость: преимущества и особенности отечественного производства блоков АБС

10.07.2023, 11:14

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

В Костроме запустили первое российское производство блоков АБС. Это антиблокировочная система, помогающая водителю при экстренном торможении. Выпускать блоки будут по международным стандартам на автоматизированной линии.

В Костроме стартовало производство блоков АБС (антиблокировочной системы).

Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Это технологическая независимость, это технологический суверенитет. В 2021 году на „AвтоВАЗе“ была история, еще до всех событий, связанных с СВО, когда из-за прерывания логистических поставок части электронных компонентов иностранный поставщик не смог обеспечить заводу необходимое количество изделий, и завод по факту остановил».

Производство АБС в России — довольно болезненная для отечественного автопрома история. Дело в том, что первые модули АБС на иностранные легковушки начали ставить еще в 70-е годы. Полвека прошло. Российские законы обязали ставить их в 2014 году, и это все равно были импортные решения. Когда западный поставщик забуксовал во время ковида, пришлось решать вопрос, как запустить собственное производство.

Сергей Громак, вице-президент АО «АвтоВАЗ»: «Количество поставляемых АБС сократилось в разы, и мы были вынуждены еще в 2021 году производить большее количество более простых автомобилей без АБС, нежели более технологичных с АБС».

С началом СВО иностранные партнеры заблокировали поставки. Чтобы наладить выпуск недостающего узла, потребовалось два года.

Можно ли называть блоки полностью российскими? И да, и нет. Производство лицензионное, и сейчас работает сборочный цех. Однако производитель представил и дорожную карту постепенной локализации изделия в трехлетний срок.

Алексей Воробьёв, генеральный директор НПП «Итэлма»: «Первым будет локализован гидроблок. Будем получать заготовку от российского поставщика и у нас троится цех обработки на соседнем участке. Это в следующем году, в 2024-м. Далее электронная плата. Полная локализация с российским электронным компонентной базой в 2026 году. Пластиковый корпус — 2025 год. Электродвигатель будет локализован в 2025 году. Все остальное — 2025–26 год».

Расчетный объем производства — 850 тысяч штук в год, если потребуется увеличат до 1 млн 200 тыс. Это покрывает потребности главного заказчика «АвтоВАЗ» (сейчас это около полумиллиона изделий в год) и других производителей.

Алексей Квашенкин

Читайте также