14 исторических трамваев покажут на Чистопрудном бульваре в Москве

08.07.2023, 11:17

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Москве проходит парад ретротранспорта. Это уникальные автомобили разных времен из коллекций Музея гаража особого назначения, а также 14 исторических трамвайных вагонов. Частично они проедут по легендарному маршруту «Аннушка».

Полночь, глянцевые трамваи один за другим возвращаются в уютное депо. За лоском современной техники не сразу заметишь притаившихся в дальних рядах старичков, которые давно отскрипели свое на столичных рельсах. Впрочем, два раза в год их выпускают на прогулку — в день парада ретротранспорта и в ночь репетиции. Для москвичей и гостей города это — шанс сделать красивые фото и окунуться в атмосферу тех лет.

Вадим Ягодин, диспетчер отдела управления наземным транспортом Московского метрополитена: «В вагоне хорошо чувствуется эпоха — 30-е годы прошлого века. Полностью деревянный кузов, непередаваемый звук во время движения трамвая даже на небольшой скорости. Можно сравнить с поскрипывающим на волнах корабликом. Обратите внимание, лампочки, которые не в плафонах».

Вадим Ягодин сам трамваями не управляет, но знает о них буквально все, особенно о раритетных моделях. Вагон коломенского производства — его любимчик.

Вадим Ягодин: «Не дай бог на линии что-то случалось, металл имеет свойство изнашиваться, какие-то браки случались, поезд мог расцепиться, вагон оставался без тормозов, надо было быстро подойти и по часовой стрелке крутить штурвал и остановить вагон».

В дальнем углу депо притаились самые почетные, еще дореволюционные вагоны. Их выдают царский герб на борту и старый алфавит. А вот внутри найдутся детали, характерные для всего рельсового транспорта. Так, в кабине водителя каждого трамвая, даже самого древнего, можно обнаружить противооткатный упор, или просто «башмак». Это единственный инструмент, который за 100 с лишним лет практически не изменился. Его используют для фиксации техники после остановки на наклонных поверхностях — по одному под каждое колесо.

По праву старшинства фонарный вагон царской эпохи возглавляет ретроколонну. Буква «А» говорит о том, что трамвай когда-то возил пассажиров по столичному маршруту «Аннушка», который уже при Союзе считался легендарным.

У старых трамваев гораздо меньше кнопок и функций, но управлять от этого легче не становится.

Виталий Некрасов, водитель трамвая: «Здесь пневмотормоз, сложнее поймать позицию, чтобы он у тебя резко не затормозил, но и в то же время вовремя остановился. Современная техника — ты сел и поехал, а здесь нужен опыт».

Традиционный парад ретротранспорта начался в 11:00, а с 12:00 у Чистопрудного бульвара развернется интерактивная экспозиция.

Дмитрий Касаткин, заместитель начальника отдела рельсового транспорта службы подвижного состава: «Гости мероприятия смогут сфотографировать вагоны, на выставке на Чистых прудах побывать в салоне трамваев, до 18:00 эти вагоны будут выставлены на Чистопрудном бульваре».

В этом году колонну техники пополнят еще четыре ретромодели. Всего же участие в параде примут 14 трамваев. Атмосферу тех лет дополнит хор Московского метрополитена.

Глеб Дудкин

Читайте также