Гараж Мельникова, ретро-АЗС и ГЭС-2: свидетели транспортной истории Москвы

06.07.2023, 19:08

Видеосюжет: Дмитрий Лапиков
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Москве ночью прошла репетиция парада старинных трамваев. Увидеть это смогла лишь случайная публика. Во всей красе перед тысячами москвичей старинный транспорт предстанет в субботу, однако окунуться в прошлое можно и раньше, посетив исторические остановки, заправки и другие достопримечательности, имеющие непосредственное отношение к истории городского транспорта.

Москва, пересечение улицы Дубки и Красностуденческого проезда. Сейчас трамваи здесь курсируют с короткими интервалами и минимальным уровнем шума, чтобы не мешать жильцам соседних домов, а в конце XIX века появление здесь путей стало своего рода экспериментом. Тогда в столице начали курсировать первые паровые трамваи — на то время современный, но ненадежный транспорт.

Из-за пожароопасности маршруты прокладывали подальше от центра, например в районе села Петровское-Разумовское. Здесь же в 1886-м появился и один из первых остановочных павильонов. До наших дней дошел его наследник, построенный в 30-х годах прошлого века. Долгое время павильон был заброшен, но в 2018-м открылся вновь. Его восстановили по старым фотографиям и чертежам, полностью вернув исторический облик из чугуна и дерева. Сегодня, как и полтора века назад, с этой остановки можно уехать, но уже на современном трамвае.

Работающих по своему прямому назначению исторических объектов в Москве больше, чем кажется на первый взгляд. Например, заправка на Волхонке словно перенесена из кинофильмов середины века. Бензоколонка — это все, что осталось от нереализованного проекта Дома Советов. Заправка — единственная в пределах Бульварного кольца — все еще работает, как и 100 лет назад.

Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы: «Уникальный стиль у этой автозаправки. Где еще в мире можно найти автозаправку в стиле ар-деко? Авторство, кстати, до сих пор вопрос спорный для всех исследователей и архитекторов. Кто-то считает, что это великий архитектор Душкин, который спроектировал и создал станцию метро „Кропоткинская“ или знаменитый „Детский мир“. Кто-то думает, что это специальная мастерская №12».

Совсем рядом, за храмом Христа Спасителя, уже видны синие трубы ГЭС-2. Когда-то из них валил дым, а внутри стояло оборудование, которое обеспечивало электричеством московские трамваи. Теперь же оно питает город современным искусством.

ГЭС-2 закрыли в 2006 году. Официальная причина — физический и моральный износ здания. В 2009-м станции присваивают статус объекта культурного наследия регионального значения. В 2015-м появляются первые проекты по реконструкции, а в конце 2021 года обновленная ГЭС-2 и территория вокруг становятся доступными для всех желающих. Сегодня это одно из самых популярных и модных арт-пространств Москвы. Здесь проходят лекции и выставки, можно выпить кофе, поработать либо сделать модные фотографии.

В 30-х годах прошлого века в Бахметьевском гараже, спроектированном ведущим советским архитектором Мельниковым и инженером Шуховым, обслуживались и хранили автобусы. На то время это был самый современный гараж в мире.

Оксана Бондаренко: «Бахметьевский гараж — первый гараж Константина Степановича, огромный функциональный прорыв в гаражной архитектуре, где была применена прямоточная система движения транспорта. За счет многочисленных ворот в торцах здания осуществлялся беспрепятственный въезд и выезд транспорта из здания».

Сегодня в Бахметьевском гараже нет места автобусам, зато уже несколько лет в просторном и обновленном здании размещаются Еврейский музей и центр толерантности.

Еще одно творение гениального архитектора преображается прямо сейчас. Гараж на Новорязанской улице, в отличие от предыдущего объекта, Мельников спроектировал в виде подковы. Виной всему — нехватка места, под строительство выделили небольшой участок земли. Но новаторские решения архитектора позволили компактно разместить там максимальное количество грузовиков. Сейчас в здании ремонт, уже совсем скоро там откроется Музей транспорта.

Оксана Бондаренко: «Специально для размещения экспозиции метро мы создаем минус первый уровень музея. 53 экспоната разместятся на 10,5 тысячи квадратных метров экспозиционных площадей. Вся история городского и муниципального транспорта — в одной экспозиции».

Долгожданный музей планируют открыть в 2024-м. Под одной крышей разместятся не только экспонаты, но мультиформатный культурный центр, библиотека и автолаборатория для детей.

Дмитрий Лапиков

Читайте также