«Ленфильм» приглашает в путешествие «По волнам киномузыки Исаака Шварца»

03.07.2023, 21:13

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге открылась выставка к 100-летию со дня рождения легендарного композитора Исаака Шварца. Именно на киностудии «Ленфильм» в 1959 году состоялся полноценный творческий дебют мастера.

Кураторы экспозиции на «Ленфильме» постарались отразить знаковые работы Исаака Шварца. А если бы указали все киноленты, их более 120, на маршруте этого водного трамвайчика посетителям пришлось бы заночевать.

Волшебство иллюзии в кино не знает границ и, наверное, берегов. Фойе главного входа «Ленфильма» изменилось до неузнаваемости. Теперь это пристань, а колонны превратились в маяки. К 100-летию Исаака Шварца впервые в истории в исторических интерьерах киностудии построили декорации.

Кораблики размером со шлюпку сделали из нотной бумаги. Словно напоминание: в композиторе всю жизнь была какая-то детскость. Кому еще было написать музыку к драме о подростках Сергея Соловьёва «100 дней после детства».

Картина стала началом золотого периода Шварца. Когда композитор в ритме марша создал одну из самых своих романтических мелодий для «Звезды пленительного счастья».

Александр Поздняков, киновед, кинорежиссер: «Сначала он сначала влюблялся в изображение, в историю, которую ему рассказывали. Затем он влюблялся в актеров. И вдруг музыка начинала сочиться».

Дважды горящие глаза Олега Даля подарили композитору вдохновение. Первый раз на картине «Женя, Женечка и „Катюша“». Второй раз образ актера в очках на «Золотой мине» взорвал телеэфир одной самых проникновенных мелодий советского кино.

Японец Акира Куросава выбрал именно Шварца для своей оскароносной ленты «Дерсу Узала». Возможно, секрет прекрасного мелодиста было в умении сотворчества.

Совместное творчество случилось и в «Белом солнце пустыни». До сих пор многие уверены, что музыка в фильме Булата Окуджавы. На самом деле, Шварца, а знаменитый бард только автор стихов.

Из нот партитуры «Белого солнца пустыни» на «Ленфильме» сложили портрет композитора. Главным экспонатом на выставке стала музыка. Да, это он нам оставил эстетические маяки и бросил спасательный круг. Человек, умеющий в творчестве всё возвысить и сделать душевным. Недаром на студии во времена композитора существовала мера таланта — один Шварц.

Павел Рыжков

Читайте также