США пытаются сделать из Индии «противовес Китаю»

01.07.2023, 15:40

Видео программы «Центральное телевидение»

Когда-то индийский премьер Нарендра Моди был в «черном списке» госдепа. Против него даже вводились персональные санкции, но вспоминать об этом сейчас в Вашингтоне как-то не принято. Сейчас Вашингтону нужны союзники в противостоянии с Пекином и Москвой, а индийский слон — одна из ключевых держав так называемого «глобального Юга» — именно он подходит на эту роль как никто другой. Сможет ли Байден оседлать этого слона и разыграть в мировом геополитическом противостоянии индийскую карту?

Зарубежные СМИ назвали государственный визит Нарендры Моди в США самым щедрым и поистине королевским за все время правления Байдена. Сразу стало ясно — представитель самой старой демократии всячески старался подчеркнуть представителю самой крупной демократии — они на равных. Байден осыпал индийского гостя комплиментами. Медленно убирая руку от сердца во время индийского гимна, президент США снова и снова протягивал руку своему коллеге.

Выступление Моди перед обеими палатами Конгресса и вовсе вызвало небывалый фурор. Подсчитано, что во время выступления Моди в Конгрессе республиканцы и демократы 16 раза прерывали речь премьер-министра Индии овациями.

Глядя на эти почести, сейчас сложно представить, что еще каких-то 10 лет назад Нарендра Моди был в черном списке. Ему не давали визу в Америку, а власти США вводили персональные санкции, считая его злостным националистом, ответственным за резню мусульман в штате Гуджарат, который Моди когда-то возглавлял. Сейчас об этих смутных временах вспоминать в администрации Байдена как-то не принято.

Но почему именно сейчас Штаты решили закрыть на старые обиды глаза и разыграть индийскую карту. И какую на самом деле игру на большой геополитической доске ведут Индия и Китай? Давайте разбираться прямо сейчас?

Блэйк Флитвуд, политолог, международный обозреватель The New York Times и The Wall Street Journal: «США пытаются делать вид, что выступают за демократию и свободу слова, а Индия последние два-три года теряет и то, и другое. И кажется, что международные отношения и политические игры великих держав оказываются важнее поддержки демократии и свободы слова».

Политолог Блейк Флитвуд уверен, что, расстилая красную ковровую дорожку на Южной лужайке Белого Дома перед Моди, Байден на самом деле говорит с Пекином, который еще недавно встречал госсекретаря Блинкена красными линиями.

Блэйк Флитвуд: «Штаты пытаются сделать Индию своим главным партнером. Получится ли сделать из Индии противовес Китаю? Получится. Все страны Юго-Восточной Азии всегда боялись китайского дракона и искали защиту на стороне. Они не хотят оказаться под властью Китая. И да, США могут устроить так, чтобы Индия и другие страны Юго-Восточной Азии пошли против Китая».

И, кажется, лучший противовес Китаю Штатам сегодня сложно придумать. Во-первых, Индия — это пятая экономика мира, которая к 2050 должна обогнать Китай. Во-вторых, Индия уже обогнала Китай по численности населения. Но главное — у Дели и Пекина давние территориальные противоречия, которые уже доводили до вооруженных конфликтов.

Блэйк Флитвуд: «Отношения давних соперников Китая и Индии находятся в таком же плачевном состоянии, как и все последние 25 лет. Обе страны пытаются установить свое влияние над Юго-Восточной Азией. Индия не хочет, чтобы Китай доминировал, и считает себя конкурентом Пекина, как в сфере технологий, так и в отношении политического влияния. И это противостояние не обойдется без стычек. Между государствами пролегает граница длиной 3000 километров, и на протяжении долгих лет на границе происходят столкновения».

Территориальный вопрос между Индией и Китаем длится уже больше полувека. Китайско-индийская пограничная война 1962 года закончилась поражением индийских войск и установлением контроля китайской стороной. В 1967 году во вновь вспыхнувшем конфликте перевес уже был на стороне Индии.

Блэйк Флитвуд: «Индия пытается самоутвердиться в качестве соперника Китая в сфере технологий и в ходе столкновений на границе. А Китай хочет править Азией единолично. Так что их противостояние было неизбежно. Что касается Байдена — он просто пытается воспользоваться этим разделением и перетянуть одеяло на себя»

На этой неделе Джо Байден снова дал понять, что от своих слов не отказывается и по-прежнему считает Си Цзиньпина «диктатором».

По мнению профессора Стэндфордского Университета Джорджа Ку, объявляя на весь мир битву «демократии с автократиями», Байден не понимают, что эта конструкция слишком черно-белая в мире серых тонов. И когда очень надо, команда американского президента может поступиться своими принципами, принимая политика, которого по западным меркам вполне можно считать авторитарным политиком.

Джордж Ку, профессор Стэнфордского университета, член Тихоокеанского совета по международной политике: «Каждый раз, когда президент облекает свою внешнюю политику в язык ценностей, любая уступка геополитической реальности неизбежно вызывает крики лицемерия. Госдепартамент готов все простить, даже когда из Индии приходят сообщения о притеснениях мусульман или христиан».

Но готовы на все закрыть глаза, лишь бы убедить индийцев отказаться от традиционного сотрудничества с Москвой.

Джордж Ку: «Проблема в том, что у России много нефти, а страна находится под санкциями, она не может продавать нефть кому-то еще. Так что нефть продают Индии по сниженным ценам. И пока Россия будет продавать Индии нефть по сниженным ценам, никакие действия США не заставят эти страны прекратить торговые отношения».

Весь мир сейчас словно одна большая игра. Но только у каждого своя.

По мнению Блейка Флитвуда, очевидно, какую партию разыгрывает Байден, у которого в следующем годы президентские выборы. А вот какую партию разыгрывает Пекин — предугадать практически невозможно.

Блэйк Флитвуд: «Почему Байден скандалит с Китаем? Потому что у него достаточно внутренних проблем, ему нужно бить в барабан и призывать к войне, чтобы увеличить свои шансы на выборах. Он пытается убедить людей, что коней на переправе не меняют. В Китае срок пребывания у власти составляет пять лет, и когда человек вступает в должность, он строит пятилетний план и мыслит отрезками по пять-десять лет и дальше. В этом заключается важное различие между китайским и американским подходом к политике и жизни».

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также