Оттенки американского расизма: в США разделили понятия «хорошей» и «плохой» дискриминации

01.07.2023, 09:49

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

Американцы вновь спорят о расизме. Дискуссия развернулась после того, как Верховный суд признал незаконными льготы для чернокожих абитуриентов в вузах. Принимать на учебу человека только из-за цвета его кожи − это и есть расизм, посчитали судьи. Однако участники движения за права чернокожих, еще недавно выступавшие против любой дискриминации, теперь утверждают, что в вопросе льгот цвет кожи должен иметь значение.

Эта история началась еще в 2014 году, когда несколько студентов азиатского происхождения подали в суд на Гарвардский университет. У студентов были отличные отметки, однако всех их зарубила приемная комиссия. Подняли историю поступлений и выяснили, что в Гарварде фактически действуют квоты на прием абитуриентов по расовому признаку. Темнокожим отдавалось предпочтение. Девять лет это дело гуляло по американским судам, теперь Верховный суд США постановил, что отныне цвет кожи больше не должен учитываться при поступлении в вузы.

Джо Байден, президент США: «Многие люди ошибочно полагают, что политика позитивной дискриминации позволяет неквалифицированным студентам иметь преимущество перед другими. Это не так, прием в колледж работает иначе. Скорее, колледжи устанавливают стандарты для приема. И каждый студент должен им соответствовать. Только в случае, если студент получил нужные школьные знания, колледж может учесть, помимо оценок, другие факторы, такие как раса».

Казалось бы, самое время демократам радоваться, ведь для университета главным должна быть успеваемость, при чем тут расовое происхождение? Очевидно же, что такая борьба с расизмом, когда один цвет кожи выигрышнее другого, это и есть самый настоящий расизм. Но оказывается, есть хороший расизм и плохой. Для хорошего даже термин специальный придумали — позитивная дискриминация.

Ал Шарптон, правозащитник: «Нам словно нож воткнули в спину, потому что они заявили, что неконституционно даже рассматривать какой ты расы. Учитывая расовую историю нашей страны, давайте не будем делать вид, что темнокожие плохо учатся, потому что что-то не так в наших генах. 160 лет назад нам не разрешали даже читать и писать. Нас держали в рабстве 2,5 столетия. Вот почему вся наша история говорит, что нам необходима позитивная дискриминация».

Либералы боятся, что приходит конец всей продвигаемой ими расовой повестке. Когда кричали на протяжении долгих лет, что жизни темнокожих имеют значение, подразумевалось, что они имеют большее значение, чем жизни других. Теперь после решения Верховного суда изменения могут коснуться и, например, правил приема на работу. Не секрет, что политика «позитивной дискриминации» в пользу темнокожих укоренилась и во многих американских компаниях. А в Калифорнии правозащитники, которые продвигают проект закона о репарациях потомкам рабов, опасаются, что судебное решение скажется на получении ими выплат.

Деррик Джонсон, президент Национальной ассоциации содействия развитию цветного населения (NAACP): «Рекомендации касаются не только денег, это разговор о политике, обществе, о вреде, который нанесен афроамериканцам. И если мы не исправим политику, то к афроамериканцам продолжат относиться несправедливо, в том числе и с помощью судебных решений. Если это не изменить, то и через 30 лет мы будем говорить о том же».

Но деньги, похоже, все-таки на первом месте. Совет по репарациям рекомендовал губернатору Калифорнии выплатить каждому потомку рабов в штате по миллиону долларов с лишним.

Активист за репарации: «Что люди получают при разводе? Половину всех денег, половину земли, алименты, оплату адвокатов и все остальное. Вот что мы хотим получить. 1619 — это новая партия. Забудьте этих демократов и республиканцев! Мы — темнокожие, и мы будем продвигать идеи темнокожих, мы хотим дать репарации всем, кто этого заслуживает. Как только мы добьемся президентства, в первый же день мы выплатим репарации».

Многие, правда, так долго ждать не хотят. Закончилась встреча криками: репарации нужны прямо сейчас. Однако в кассе штата таких денег нет и не будет. Чтобы расплатиться по минимуму с потомками угнетенных, Калифорнии, по подсчетам экономистов, требуется около 800 миллиардов долларов. Это два годовых бюджета штата. То есть если деньгами восстанавливать расовую справедливость для одних, то о других придется просто забыть.

Читайте также