Сибирские фермеры в суде отстояли право устраивать экскурсии по вольерам с питомцами

20.06.2023, 12:47

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня»

Страусиная ферма в Тюменской области стала объектом серьезных судебных баталий. Разбирательства инициировал местный Россельхознадзор. Сотрудники ведомства пытаются доказать, что предприятие является зоопарком, поскольку хозяйка проводит там экскурсии, а на это, как утверждают чиновники, нужна лицензия. Впрочем, закон не запрещает владельцам сельхозугодий приглашать туристов. Однако заработок от таких экскурсий не должен превышать 30% от общего дохода.

В Тюмени фермер Наталья Демченко пришла в суд за простым предпринимательским счастьем, она хочет работать, чтобы никто не мешал. В село Чикча, что в 31 километре от Тюмени, женщина с мужем переехали в 2009 году, взяли в аренду землю, построили вольер, купили африканских страусов и начали их разводить. Со временем хозяйство расширилось.

Наталья Демченко, фермер: «На ферме виды животных, если честно, не считали. У нас есть коровки, козочки, барашки, страусы двух видов, курочки, утки, гуси, индюки, перепелки».

Параллельно Наталья занимается сельским туризмом, но основной вид деятельности — птицеводство. На продажу идет как живая птица, так и мясо. Страус — очень выгодная для разведения птица: ест в 20 раз меньше, чем корова, убираться за ним нужно не раз в день, а раз в год, не боится морозов (выдерживает температуры до минус 40 градусов), ест практически все, например, морковку уплетает за милую душу. При этом мясо страуса — самое диетическое в мире, в нем нет холестерина и мало жира.

В бизнесе Натальи местное управление Россельхознадзора усмотрело признаки зоопарка, поскольку предпринимательница демонстрирует животных посетителям, причем делает это без лицензии.

Наталья Демченко: «Мы как сельхозпроизводители имеем право не лицензироваться, если мы занимаемся сельхозпроизводством. Но для этого должно быть соотношение 70 на 30. 70% должна составлять именно реализация животных, либо продукция животноводства. В принципе, с этим у нас все в порядке».

Во время судебного заседания представитель Россельхознадзора c цифрами Натальи не согласился, кроме того, по данным ведомства, женщина продает птиц неправильно. Закон предписывает делать это через единую государственную систему «Меркурий».

Наталья Демченко: «Мы продаем свою продукцию, прикладывая какие-то последние лабораторные исследования о благополучии хозяйства. Дело в том, что мы работаем непосредственно с физическими лицами, программа „Меркурий“ несовершенна, она не дает возможности отписать на частное лицо».

Еще одна претензия Россельхознадзора заключается в том, что основную прибыль Наталья получает именно от разведения страусов, а не от продажи их мяса. Кроме того, в ведомстве напомнили, что разводить страусов в России вообще нельзя. Согласно постановлению Правительства РФ, они входят в перечень животных, запрещенных к содержанию.

Наталья Демченко: «В 2019 году вступил в силу закон о запрете содержания африканских страусов. Но этот перечень относится к диким страусам, изъятым из дикой природы. И указано в пункте 2 части 1, что на тех страусов, которые являются сельскохозяйственными, а это подтверждено ветеринарными документами, на них этот перечень не распространяется».

По требованию Россельхознадзора Наталья должна оплатить штраф в 100 тысяч рублей и получить лицензию зоопарка. За этим делом сейчас внимательно следят другие фермеры. Например, Татьяна Чаплинская. У нее похожая история. Разница в том, что дело до суда пока не дошло.

Татьяна Чаплинская, фермер: «Основная деятельность — животноводство. За счет нее мы живем, мы выращиваем курочек, яички продаем. У нас есть страус, который несет яички через день, мы тоже занимаемся продажей, инкубационное яйцо продаем, продаем овец осенью, когда они подрастают».

Но это не все. Здесь разводят собак породы хаски, а также работает конный клуб. На ферме у Татьяны можно научиться ездить верхом, тут огромная площадка, профессиональный тренер и две лошади. В этом году Татьяна получила грант от местных властей, будет заниматься иппотерапией.

Татьяна Чаплинская: «У нас 160 инвалидов в районе. Конечно, всех мы не охватим, но есть у нас пока первый шаг что-то сделать для наших деток».

Логичный вопрос: а почему бы просто не получить лицензию зоопарка? Дело в требованиях. Нужно будет построить дополнительные ограждения, держать каждое животное отдельно. Даже если, скажем, свинья всего одна, ей нужен свой вольер. Конь свинье не сожитель.

Татьяна Чаплинская: «Материально это очень затратно, во-первых. Во-вторых, нам нужно будет в штате иметь ветеринара, а у нас семейная ферма, то есть мы не можем позволить себе нанять еще кого-то, ветеринару тоже надо платить».

Выслушав участников процесса, Тюменский арбитражный суд встал на в сторону предпринимателя. Наталья шутит, что чуть не стала первым зоопарком, который продает мясо своих питомцев. Теперь у нее большие планы по развитию своего хозяйства. Женщина хочет увеличить поголовье страусов и индюшек, их мясо сейчас в тренде.

Читайте также