Италия ограничивает полномочия китайской Sinochem в управлении Pirelli

19.06.2023, 11:54

Фото: Associated Press © 2023, Antonio Calanni

Власти Италии лишили Sinochem права назначать генерального директора или определять стратегию производителя шин Pirelli.

Итальянское правительство представило пакет мер, призванных ограничить влияние крупнейшего акционера — China National Tire & Rubber Corporation Ltd (управляется Sinochem) — на деятельность производителя шин Pirelli. Sinochem лишили права назначать генерального директора или определять стратегию производителя шин.

Правительство Джорджии Мелони сослалось на угрозы национальной безопасности — в том числе возможность неправомерного использования чиповой технологии Pirelli, а также на потенциальное вмешательство коммунистической партии Китая, чтобы оправдать новые ограничения в отношении Sinochem, которой принадлежит 37% акций компании.

Распоряжение правительства, с которым ознакомилась Financial Times, дает Camfin — частной инвестиционной компании генерального директора Pirelli Марко Тронкетти Проверы, которому принадлежит 14% компании, — бессрочное право назначать генерального директора.

Согласно указу, Sinochem также будет запрещено участвовать в принятии решений о слияниях и поглощениях, продажах, выделении или листинге финансовых инструментов Pirelli.

Согласно предыдущему акционерному соглашению между Sinochem и Проверой, управляющим компанией с 1992 года, генеральный директор имел право выбрать своего преемника.

Но Sinochem предложила новое соглашение, исключающее это положение, на фоне растущей напряженности между Проверой и его китайскими партнерами. Это обновленное соглашение было представлено правительству Италии в марте.

В Италии действует так называемый закон о «Золотой силе» (Golden Power), который дает итальянскому правительству право влияния на корпоративные процессы и сделки с долями в стратегически важных компаниях. Он позволяет властям накладывать вето на поглощения, принудительно продавать доли или налагать другие ограничения на иностранных инвесторов в определенные активы. На момент инвестирования Sinochem в Pirelli в 2015 году эти полномочия не были такими широкими, и сделка не подлежала рассмотрению с точки зрения национальной безопасности.

В пятницу правительство заявило, что хочет защитить независимость и управление Pirelli, на фоне обвинений в том, что коммунистическая партия Китая пытается установить более жесткий контроль над ее операциями.

Sinochem пока отказывается комментировать меры, а юристы говорят, что Пекин все еще пересматривает решение и его последствия. Pirelli отказалась от комментариев, но, как ожидается, опубликует заявление позже в воскресенье.

Высокопоставленный итальянский чиновник, знакомый с этим делом, назвал вмешательство Рима «минимальным» в свете возможности того, что правительство могло приказать Sinochem сократить свою долю в Pirelli или даже полностью продать ее.
«Думаю, они испытают облегчение, узнав, что их акции не пострадали», — сказал чиновник, отметив, что Sinochem также сохраняет свое представительство в совете директоров Pirelli.

Тем не менее, Рим также поручил Pirelli назначить другого гражданина Италии, проверенного итальянским правительством, в совет директоров, чтобы обеспечить соблюдение его решений.

Sinochem было приказано воздерживаться от любого вмешательства, которое могло бы свидетельствовать о том, что решения Pirelli являются «следствием навязывания» Пекином.

Микеле Герачи, который в качестве заместителя министра экономического развития Италии настаивал на присоединении Рима к пекинской инициативе «Один пояс, один путь», предупредил, что вмешательство в дела Pirelli «разозлит» Пекин и повысит риски для итальянских компаний, работающих в Китае.

«Китай будет выражать недовольство и неодобрение на словах, но они умны и не реагируют немедленно, четким и видимым образом», — сказал Герачи. «Но когда у итальянской компании возникают проблемы в Китае, она заплатит за решение итальянского правительства».

Он добавил, что основания для вмешательства представляются неубедительными. «Эта „Золотая сила“ вызвана потребностью Мелони и министра финансов Джанкарло Джорджетти в том, чтобы их считали антикитайскими, проамериканскими и пронатовскими», — сказал он. «Это не объект национальной безопасности или стратегический актив. Если вы отследите водителя грузовика — куда он едет, с какой скоростью и останавливается ли, чтобы сходить в туалет, — это не государственная тайна».

Он также сказал, что это станет негативным сигналом для других иностранных инвесторов. «Остальной мир увидит итальянское правительство, которое играет в кости с правилами инвестирования», — сказал он.

Читайте также