Конец уродливой системы: как Россия выстраивает архитектуру нового мира

18.06.2023, 18:02

Видео программы «Итоги недели»

Это уже стало аксиомой: Петербургский международный экономический форум несет очевидный политический заряд. Именно поэтому важно наблюдать, как здесь выстраивается архитектура нового мира, как содержанием бизнеса наполняются заявления политиков и как Россия обретает новые связи с новыми партнерами.

Россия не просто выходит на новые рынки — она выходит на них с новыми товарами — и это уже не «нефть-газ-калашников». Владимир Путин именно на этом делает акцент: мы избавляемся от нефтяной иглы, мы готовы доказать, что Россия и правда большой партнер. И Путин прекрасно понимает, что его заявления слушают не только в зале, поэтому он подчеркнуто придерживается именно языка цивилизации мира. Он рассуждает именно о том, что самым тяжелым временем для нас был второй квартал прошлого года — ничего, справились, стратегия спасения экономики сработала. Экономика даже начала расти, надо теперь думать о высококвалифицированных кадрах и рабочих местах. Именно потому, что на язык войны мы не перешли.

Владимир Путин, президент России: «В прошлом году нам пророчили, что под давлением санкций Россия вернется к закрытой, административно-командной экономике. Но мы, как вы знаете, выбрали путь расширения свободы предпринимательства, и практика показала, что поступили абсолютно правильно. Жизнь это доказала».

То есть мы отбили удар на уничтожение, обращаем его себе в долгосрочную пользу, места для друзей много, планов — еще больше. Поэтому интересно, как звучит обсуждение речи Путина на Sky News: он полон оптимизма, потому что у него большая экономика, у русских все смотрится очень хорошо, несмотря на уход западных производителей. Хотя только что не только Sky News рассуждал, что наша экономика крошечная и порвана в клочья.

Владимир Путин: «Мы никогда не выгоняли никого с нашего рынка, из нашей экономики. Даже наоборот — предлагали взвесить все за и против, хорошо подумать о своих российских партнерах и возможных последствиях такого шага. Если иностранные производители захотят вновь вернуться, мы двери ни для кого не закрываем. Конкуренции, безусловно, никто не боится… Будем создавать и для них необходимые условия для работы в России. Но особенности поведения некоторых из этих партнеров на будущее, безусловно, для себя учтем. И во главу угла, конечно, всегда будем ставить интересы отечественного бизнеса».

И дальше он подчеркнуто скрупулезно перечисляет: со следующего года поднимем МРОТ на 18 с половиной процентов, к 2030 году — минимум вдвое, сохраним пособия по уходу за детьми, независимо от роста дохода родителя. Финансовые возможности государства позволяют нам снижать уровень бедности и поддерживать социальную справедливость, за два года число проверок бизнеса уже упало на 20 процентов — и нужно еще меньше.

Владимир Путин: «Мы сохранили ответственную, сбалансированную бюджетную и денежно-кредитную политику. Их эффективная комбинация позволила выйти на минимальные значения безработицы, а также по инфляции, которая сейчас в России ниже, чем во многих западных странах и в других регионах, и близка к историческому минимуму — составляет 2,9%. Безработица — 3,3%».

Дальше — практически ответ на тезис Бжезинского: если ваши элиты хранят деньги в наших банках — это уже не ваши элиты. Путин понимает — на войне как на войне, мы можем повышать расходы на оборонку, но эта война идет за влияние.

Владимир Путин: «Прошу правительство в контакте с деловым сообществом ускорить возвращение активов в ключевых отраслях в российскую юрисдикцию, в том числе упростить процедуру перехода бизнеса в Россию и регистрацию в тех случаях, когда такой переезд, образно говоря, блокируется зарубежной страной либо вовсе не предусмотрен в их законодательстве, такое тоже бывает. Сделать это надо до декабря текущего года».

Это уже даже не про то, что арест счетов за рубежом кого-то разорил — это именно про рычаги. Если переход на язык войны неизбежен, то его азбуку мы должны выучить заранее. Может быть, не придется и начинать. Да, нужно услышать предостережение от французского экономиста Сапира: эрозия превосходства Америки, которой бросают вызов и Россия, и Китай, и Индия, уже началась, но нельзя поддаваться эйфории, это плохой советчик. Если большой мировой кризис начался — именно эйфория не позволит купировать его влияние, как это случилось в 2008 году, когда Россия не успела обезопасить свои банки от бегства западных инвесторов. Как ни парадоксально, но сейчас на нас именно в этом могут сыграть санкции, которыми изолировали наши банки.

То есть судя по составу собравшихся, здесь все прекрасно понимают: то, что происходит на ПМЭФ, больше, чем просто новые контракты, это больше, чем просто бизнес-договоренности — это один из элементов системы, который уже строится, это не про расширение даже БРИКС, а, скорее всего, про отказ от системы расчетов в долларах, то есть про обрушение всей Бреттон-Вудской системы.

В этой ситуации важно увидеть всю картину. Как иранский президент ведет переговоры в Венесуэле — а это два нефтяных гиганта, причем Венесуэла готовится использовать у себя систему платежей «Мир». Как Египет обещает торговать с Россией, Китаем и Индией в обход доллара, как вслед за Алжиром он собирается вступить в БРИКС. Как Кения призывает отказаться от долларов все африканские страны. Как глава МИД Германии Анналена Бербок прилетает в Бразилию — и там не находят времени для встречи с ней ни президент, ни глава МИД. И как удивленно реагирует президент ЮАР, у которого Макрон просит приглашения на заседание БРИКС в качестве наблюдателя — и ему ничего не отвечают.

Владимир Путин: «Уродливая, по своей сути неоколониальная международная система прекратила существование, а многополярный мировой порядок, напротив, укрепляется. Это неизбежный процесс».

То есть питерский форум очень четко показал — рассуждать о санкциях неинтересно никому, это пустая трата времени. Уже надо говорить о развитии, о том, что мы будем строить объекты инфраструктуры и дороги, начиная с коридора Север — Юг. У нас амбициозная задача — к 2025 году повысить экспорт минимум на треть, и за пять лет обновить торговый флот. То есть если американцы гордятся тем, что их военные корабли впервые в истории контролируют все океаны, то мы хотим гордиться, что во всех океанах наши корабли ходят, соединяя новые рынки. И да, Москва — не просто порт пяти морей, а пример — что цивилизацию мира можно строить всем глобальным кризисам назло.

Сергей Собянин, мэр Москвы: «В любом кризисе 90% — это психология. Если ты веришь в себя, ты вкладываешь в будущее, в будущее своего города, своих детей, своего бизнеса — тебе ничего не страшно. У нас богатая страна. У нас есть все ресурсы. Прекрасные люди талантливые. Надо поверить в себя и двигаться вперед, не бояться ничего. Нам нужно с уверенностью пройти этот период. Не только выжить, сделать заделы и дальше выйти на какую-то восходящую линию экономики, социальной сферы, обеспеченности людей, защищенности и их безопасности. Это задача нетривиальная, но, вообще, мало кому в мире это удавалось в такой ситуации. Я уверен, что нам удастся».

И открытие в Москве новой онкологической клиники — Научного центра имени Логинова — суперсовременной, площадью больше 75 тысяч квадратных метров, для помощи самым тяжелым больным — уже выглядит как доказательство, что в самых сложных условиях ставка на развитие — главное. И это — лейтмотив форума ровно потому, что в любой бизнес-игре или бизнес-войне главное — по чьим правилам она идет. Мы понимаем, какие правила и кто их пытается нам диктовать, поэтому и отвечаем — на выбранном нами языке.

Владимир Путин: «Президент Байден — взрослый человек и опытный политик. Не мне его учить. Пусть он делает так, как считает нужным, а мы будем делать то, что, считаем, соответствует интересам Российской Федерации и народа России. И с этим придется всем считаться».

Все выпуски программы «Итоги недели».

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также