Лучшее из советского, российского и зарубежного опыта: какой будет новая система высшего образования в РФ

07.06.2023, 17:42

Видеосюжет: Инна Осипова
Видео программы «Сегодня»

В Москве на форуме ведущих вузов страны сегодня обсуждали будущее российской высшей школы. Переход на новую систему образования сейчас, пожалуй, самая горячая тема в профессиональном сообществе. Главную цель реформы обозначил президент: сроки подготовки должны быть гибкими в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запросов рынка труда. Что предлагают специалисты и что обо всем этом думают те, кому предстоит учиться по новой схеме?

В семье Елизаровых из Ульяновска целая династия педагогов. Выпускница 11-го класса Полина решила ее продолжить, девочка хочет стать учителем истории. Модернизацию высшего образования в России, уход от Болонской системы и она, и мама (педагог со стажем) воспринимают как возможность получить больше профильных знаний и практики во время учебы.

О будущем высшего образования России сегодня говорили на форуме в Москве ведущие вузы страны. Переходный период займет три года, но уже сейчас по указу президента шесть университетов в рамках пилотного проекта создают новую систему обучения. Пришли к тому, что то, что раньше делилось на бакалавриат и специалитет, теперь будет называться «базовым высшим образованием».

Алевтина Черникова, ректор Университета МИСиС: «Университеты имеют право создавать свои программы. У нас есть программы со сроком в четыре года, и по некоторым направлениям мы намерены их оставить, но, например, инженер-конструктор — пять-шесть лет».

Выпускники с базовым высшим образованием будут уже готовыми специалистами с необходимым набором знаний и (что важно) практики. Второй уровень — магистратура или специализированное образование. Это уже углубленная подготовка от одного года до двух лет. При этом, в отличии от Болонской системы, при поступлении в магистратуру все-таки будут учитывать специализацию студента. То есть магистров-инженеров на основе гуманитарного образования готовить не будут. Таковы запросы как самих выпускников, так и работодателей.

Третий уровень — аспирантура, там будут готовить уже научные кадры. Главное в новой национальной системе высшего образования — это прагматизм и потребности страны, рынка труда и самих студентов, поэтому в пилотных вузах плотно работают с крупными корпорациями. Если раньше педагоги не особо приветствовали совмещение работы и учебы, то теперь, напротив, будут помогать в этом студентам.

Александр Фёдоров, ректор Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта: «Одна из целей в том, чтобы студент при выпуске не думал о месте работы, а к четвертому-пятому курсам этот вопрос будет уже решен».

Что касается конкурентоспособности нашего высшего образования на мировом рынке, то, как доказывают рейтинги, даже сейчас под давлением политической конъюнктуры наши вузы и выпускники котируются высоко.

Владимир Шевченко, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»: «Есть, конечно, общие рейтинги, продолжают нас рейтинговать, но рейтинг — это только инструмент. Амбициозная цель — вхождение в топ-5 мирового рейтинга в области ядерного и смежного образования».

Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства RAEX: «Работодатели никогда не смотрели на эту Болонскую систему. Для работодателей важнее качество выпускников».

Если говорить о международных связях российских вузов, то они крепнут. Меняется география с Запада на Восток.

Владимир Зернов, ректор Российского нового университета (РосНОУ): «Никакой изоляции нет и близко, существенно вырос интерес к нашей системе образования».

Такие страны, как Китай, Индия, США в Болонский процесс никогда даже не входили, что не мешает их вузам принимать иностранных студентов и отправлять своих за рубеж. Вот и Россия сегодня создает свою национальную систему высшего образования, которая должна учесть все лучшее из советского, российского и зарубежного опыта.

Читайте также