Искусство стеклодувов помогает науке: представители редчайшей профессии делают приборы для физиков

07.06.2023, 11:49

Видеосюжет: Святослав Гордин
Видео программы «Сегодня»

В Ростове-на-Дону живет династия, без которой были бы невозможны многие научные открытия. В университетских мастерских отец и сын делают приборы для физиков, химиков и биологов, которые затем используют в экспериментах. Работа тонкая, каждое изделие уникально. В нашей стране этому ремеслу учат лишь в нескольких колледжах.

Александр Иевлев — научный стеклодув, рабочий стаж — 63 года. Его профессия редчайшая, она считается одной из сложнейших в мире. По словам Иевлева, нужно чувствовать стекло, а это дается только с опытом.

Александр Иевлев, мастер-стеклодув химического факультета Южного федерального университета: «Я могу сделать любой прибор. Ставится задача, рисуется прибор, непосредственно с ученым разговариваем, он вносит поправки, я вношу поправки».

Таких, как Иевлев, в стране, всего несколько человек, может быть, несколько десятков. Мастер изготавливает лабораторную посуду. Химикам, биологам нужны часто эксклюзивные изделия под различные научные эксперименты, когда даже форма горлышка у колбы может повлиять на результаты многолетнего исследования.

Дмитрий Иевлев, лаборант-исследователь НИИ физической и органической химии ЮФУ: «От ядерной физики до животноводства, то есть без нас не родятся ни курочки, ни Солнце не светит».

Сложные холодильники со множеством стеклянных деталей внутри и даже стаканы-осадкомеры для синоптиков делаются вручную, нет никаких автоматизированных линий и конвейеров. К тому же лабораторная посуда бьется, ее нужно ремонтировать. Делать это могут тоже лишь научные стеклодувы.

Иевлевы — династия стеклодувов. Прадед Александра, Алексей, жил и освоил ремесло в XIX веке, время рассвета русской стекольной мануфактуры. Кстати, и при советской власти на нужды науки работали не просто отдельные стеклодувные мастерские, а целые заводы. Тем не менее лабораторной посуды все равно не хватало. Сейчас это профессия штучная, учат, как и в старину, отец сына, хотя попробовать может каждый.

«Человек изобретающий» — образовательный проект химфака Южного федерального университета. Путь от идеи до воплощения, выраженный в предметах. Появляются стеклодувы, возникает алхимия. Среди экспонатов реторта, песочно-солнечные часы, емкости, покрытые сусальным золотом, точные копии старинных изделий. Подобный оригинальный сосуд для ректификации хранится в одном из музеев Стамбула.

Михаил Клецкий, преподаватель химического факультета ЮФУ: «Пожалуй, эта форма все-таки древнее. И это создано руками старшего Иевлева».

Труд тяжелый, требует усидчивости, терпения, как у хирурга. Начав работу, прервать ее уже нельзя, переделать испорченное тоже.

Дмитрий Иевлев: «Ты мог делать, делать, все готовить неделю, а у тебя все это рухнуло в один час. И начинаешь снова. Снова неделя».

В 90-е годы Дмитрий Иевлев уходил из профессии, крыл крыши, был разнорабочим, начальником производства, но вернулся, как он говорит, к творчеству и свободе. Чтобы стать мастером в этой профессии, нужно проработать не меньше 10 лет. Учеников нет ни у Дмитрия, ни у его отца Александра.

Читайте также