Экопродукты российского производства: как отечественный бизнес осваивает новые рынки

07.06.2023, 10:55

Видеосюжет: Дина Иванова
Видео программы «Сегодня»

Российские производители органических продуктов уверенно завоевывают международный рынок. Спрос на товары с натуральным составом постоянно растет, а нашим компаниям малого и среднего бизнеса есть что предложить самому искушенному покупателю. Высокий спрос на экопродукты отмечают и в России. Согласно стратегии развития, которую разработал Минсельхоз, в ближайшие годы производство и потребление органических продуктов увеличится в шесть раз.

Чипсы из ягеля, никакой химии, только ягоды, вода и лишайник. Предпринимать из Мурманской области Алексей Ермаков превратил в деликатес подножный корм.

Алексей Ермаков, предприниматель: «Самая главная пища наших северных оленей. Мы собираем ягель осторожно, чтобы корни оставались, потому что ягель растет на 1–2 миллиметра в год, очень медленно».

Сначала ягель двое суток вымачивают в родниковой воде (если не вымачивать, он будет горький, потому что это, как говорят, природный пенициллин), потом варят 15 минут вместе с брусникой, черникой или морошкой. Дальше сушка на протяжении 14 часов. Получается экологически чистый продукт без единого консерванта. Производство небольшое, в год выпускается около 5 тысяч упаковок. Сейчас их продают в России, экспорт пока только в планах.

Алексей Ермаков: «Почему бы и нет. Мы тоже хотим удивлять не только в пределах нашей страны, хотим удивлять мир тем, что мы умеем делать, нашим локальным продуктом».

В Башкирии умеют делать натуральные сиропы, ароматный чай и даже подушки из трав. Местная компания выпускает больше 400 наименований продукции. Не все, но многое уже можно купить и за пределами России.

Эвелина Каримова, директор по развитию компании — производителя органических товаров: «Буквально недавно мы вышли на экспорт и начали осуществлять поставки в Республику Казахстан. Сейчас у нас заключены договоры с сетью аптек, с торговой сетью».

В Министерстве сельского хозяйства разработали новую стратегию развития органического производства до 2030 года, в которой и рост выпуска экологически чистых продуктов, и увеличение поставок за границу. Предприниматели, выходящие на новые рынки, могут рассчитывать на господдержку информационную, юридическую и финансовую.

Алексей Солодов, вице-президент российского экспортного центра: «Такие компании могут компенсировать часть затрат на транспортировку органической продукции в зарубежные рынки, на получение соответствующих сертификатов. Российская органическая продукция очень востребована на зарубежных рынках, особенно в азиатских странах».

Даже перекус на бегу можно сделать полезным. За 20 лет на новосибирском заводе произвели почти полмиллиарда батончиков из сухофруктов. Их продают в Казахстане. Для компании это второй по объему рынок после российского, 5 лет назад начались поставки в Гонконг, а в конце марта этого года сибирские батончики появились в магазинах и аптеках Дубая.

Евгений Бугланов, директор по маркетингу компании — производителя батончиков из сухофруктов: «ОАЭ в принципе перспективный рынок, даже не с точки зрения больших объемов, поскольку сама по себе страна очень небольшая. При этом есть перспективы развития на других рынках через Эмираты».

Из-за санкций сейчас происходит экспортный поворот на Восток. Но это не значит, что на полках европейских или американских магазинов нет сельхозпродукции из России. Логистика стала сложнее, из-за этого выросли цены, снизились объемы, но спрос все равно не исчез.

Юрий Рудаков, президент союза переработчиков дикоросов «Национальный экоресурс»: «Санкции же вводят политики, а не бизнесмены, не люди. Собственно, жители Франции, Германии, Италии также привыкли уже к тому, что там в сезон лисичек можно купить вкусные сибирские лисички. Классический песто тот же итальянский, там один из основных ингредиентов — сибирский кедровый орех. И таких вещей достаточно много».

Политическая ситуация на экспортные возможности, конечно, влияет, но главным фактором остается спрос. На органическую продукцию во всем мире он сейчас растет, а на международные рынки выходят не только большие компании, все чаще это делают средний и малый бизнес.

Читайте также