Мастер перевоплощения: в БДТ простились с Сергеем Дрейденом

05.06.2023, 18:11

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Большом драматическом театре прошла гражданская панихида по Сергею Дрейдену. Легендарный актер скончался в возрасте 81 года в Финляндии. Похоронили мастера на Шуваловском кладбище Петербурга.

Лауреат театральных премий «Золотая маска» и «Ника», он не имел никаких государственных регалий. Выступал на подмостках и Москвы, и Ленинграда, но именно в Петербурге его считали своим, родным артистом. Человек, как говорят, не от мира сего, общепризнанный хранитель традиций петербургской театральной школы, служивший высокому искусству.

Роль преподавателя музыки в кино принесла актеру оглушительный успех. Дрейден вышел в «Окно в Париж», как в другую жизнь, получив признание зрителей и коллег. Только вот в титрах в 90-е годы он значится под псевдонимом Донцов в честь матери. Именно под этой фамилией известен как прекрасный рисовальщик. Его работы о собственном детстве на одной из выставок оказались необычны, а автопортреты узнаваемы не только по характерным чертам, но и яркой харизме.

Истории о мальчике Серёже на свет появлялись, как многочисленные портреты родных и друзей, коллег и случайных прохожих. «Жизнь в картинках» Сергея Дрейдена своего рода комикс, но наполненный живыми деталями. Идеи многих работ приходили к нему как настоящие озарения.

Как истинный художник, он также искал подлинность в изобразительном искусстве и театре. За всю жизнь поменял, включая антрепризы, 15 коллективов. Настоящим становлением артиста стал театр комедии, куда его пригласил сам Николай Акимов.

Здесь он играл Одиссея у Петра Фоменко, в пьесах Островского и Ростана. Дрейдену вообще везло на театры обеих столиц, режиссеров и роли. Во МХАТе — Гаева в «Вишневом саде», в театре Ермоловой — Мнимого больного. А репетируя в ТЮЗе с музыкальной группой Billy’s Band, чувствовалось, что Короля Kира Дрейдену нравится играть в джазово-свинговом стиле.

А давая интервью, признавался, что в каждой его роли есть что-то еврейское. Кого еще мог пригласить Бортко на старого Янкеля в «Тарасе Бульбе».

Дрейдена приглашали сниматься в кино пусть в небольших ролях до последнего. Но отдельным фильмом в его биографии стал «Русский ковчег» Александра Сокурова. Совпадением взглядов на искусство с режиссером это просто не объяснить. Скорее, открытием, обретением самого себя через творчество. За это Дрейден был признателен постановщику.

Сыграть одним дублем весь фильм без единой склейки, увлекая за собой зрителя через объектив камеры, — это точно под силу далеко не каждому актеру. Так получилось, потому что Сергей Дрейден не от мира сего, так считают коллеги артиста.

Если, конечно, под миром понимать сценическое пространство или кино. Для себя, для постановщиков и для зрителей он всегда старался открывать портал в иные миры. Штучный, уникальный артист с невероятной харизмой Дрейден — та загадка, которую и разгадывать бесполезно, нужно просто за ним наблюдать. К сожалению, теперь только на экране.

Павел Рыжков

Читайте также