Свет угасшей звезды: политолог — о конце гегемонии США

06.06.2023, 11:11

Америка теряет доминирующую позицию в мире, отказываясь принимать новую идею многополярности. При этом внутри самих США нарастает раскол в обществе. К чему приведет такое противостояние на разных фронтах?

Запад пытается удержать ускользающую из его рук гегемонию, но эпоха однополярного миропорядка все же уходит в прошлое. Об этом еще год назад предупреждал Владимир Путин. С тех пор глобальный миропорядок продолжил меняться: хотя Соединённые Штаты во многом и сохраняют свои позиции крупнейшей экономики мира, но их доминирование в мировой политике постепенно идет на убыль.

Понимают ли США, что эти изменения необратимы, что контроль постепенно утрачивается? И какую роль в этом играет Россия?

Дмитрий Тренин, политолог, профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ: «Фактическое положение вещей — это условная гегемония Соединённых Штатов, которые впервые в мировой истории сумели стать глобальной доминирующей державой после того, как закончилась холодная война и распался Советский Союз. Эта гегемония продолжалась какое-то время, но потом начался подъем великих держав — Китая, Индии, восстановление России как великой державы. И это ломает фактический порядок. Да — Россия ломает фактический порядок американской гегемонии».

При этом наше отношение к Западу формируется в значительной мере устаревшими представлениями, считает Дмитрий Тренин. Иллюзии стоит отбросить.

«То, чем мы привыкли оперировать, во многом это свет уже угасшей звезды. В нашем представлении Америка и Европа — это (в большей степени) Америка и Европа в лучшем случае 80-х годов. За последние 20 лет произошли колоссальные изменения. Они меньше заметны, конечно, в американской глубинке, в большей степени — в крупных центрах».

АМЕРИКАНСКИЙ РАЗЛОМ

Как сами американцы оценивают свое нынешнее положение? Оказывается, рядовые граждане не слишком задумываются о внешней политике.

Дмитрий Тренин: «Мое ощущение от нахождения в Соединённых Штатах — это то, что Америка очень далеко от остального мира, просто физически очень далеко. И весь мир находится где-то за горизонтом. Это огромный остров, и берегов этого океана не видно. И самое важное, что происходит в Америке, с точки зрения обычного американца, — это то, что происходит внутри. Причем не в Вашингтоне, а в его собственном штате, в его собственном округе и так далее. Вот что волнует американцев».

Это очень сложная страна, о которой «трудно говорить в общем», отмечает Дмитрий Тренин. В американском обществе преобладают самые разные настроения, подчас абсолютно противоположные. И если условной элите на побережьях важна «новая этика», например, движения под знаменами MeToo и BLM, то глубинный народ, наоборот, ультраконсервативен. Кардинальные различия в ментальности порождают внутреннее напряжение в обществе.

Дмитрий Тренин: «Когда вы едете в Калифорнию, вы видите другой народ. Нью-Йорк, Вашингтон — это особый случай. Это очень большая и сложная страна. Я не ожидаю ни распада Америки, ни гражданской войны, этого не будет. Но культурный раскол, безусловно, присутствует. И американцам придется так или иначе с этим расколом что-то делать. Для того, чтобы сохраниться в качестве единого сообщества, американцы должны найти какую-то почву для компромисса».

Внутренний раскол в США уже есть, уверен эксперт. Каких изменений стоит ждать?

Дмитрий Тренин: «Посмотрим на (президентские) выборы 2024 года. Но я думаю, что Америка останется страной, расколотой по этому принципу. Этот раскол проходит не только между, скажем, центральными штатами и побережьем. Он проходит и внутри штатов».

Но есть и скрепляющий общество момент — это работа американской пропаганды, которая неизбежно влияет на сознание различных слоев населения, формируя нужные настроения. Нельзя недооценивать ее влияние и на мир в целом: рядовой потребитель информации, даже в элитных кругах, знает о событиях в мире в основном исходя из позиции западно-ориентированных СМИ.

«Еще один столп американской гегемонии — это господство англосаксонских средств массовой информации в мировом информационном пространстве. Да, работает RT, есть аудитория у китайского телевидения, есть довольно активная „Аль-Джазира“, есть иранцы. Но вот какого-то серьезного противовеса англо-американскому нарративу нет».

ПРОТИВ КОГО ДРУЖИМ

Если посмотреть на основные проблемы, которые сегодня волнуют американцев, то в первой десятке нет ни одной внешнеполитической, отмечает Дмитрий Тренин. Тем не менее с упорством, достойным лучшего применения, элиты продолжают педалировать противостояние с Россией и украинский конфликт. Они действительно готовы воевать до последнего украинца или даже европейца?

«Общую мировую гегемонию Соединённым Штатам не удержать, поэтому есть смысл отойти на более выгодные для себя позиции. Удержать, скажем, Европу и налаживать какие-то отношения с остальным миром. Что, на мой взгляд, было бы мудрым с точки зрения американской внешней политики».

А для этого необходимо принять новую идею многополярности. Ведь в мире выстраиваются новые политические связи, появляются крупные самодостаточные игроки.

Дмитрий Тренин: «Есть блок, возглавляемый США, которые фактически полностью добились согласия европейцев проводить проамериканскую политику. Этот блок будет становиться более консолидированным, по крайней мере в короткой перспективе. Это точно произошло с Японией, с Австралией. Южная Корея пока занимает осторожную позицию. Американский блок — уже реальность. Против этого блока нет как такового блока, в отличие от того, что было во времена холодной войны. Не будет противоборствующего блока, но будет коалиция».

Если главная цель западного мира — сохранить в той или иной мере американскую гегемонию в мире, то эта позиция наталкивается на сопротивление большого числа стран.

«Коалиция уже есть между Китаем и Россией. Другие страны, такие как Индия, будут стремиться, используя те возможности, которые открываются, позиционировать себя как самостоятельную державу, не примыкая ни к американскому блоку, ни к Китаю, ни к России. Потому что для Индии главный интерес — это внутреннее развитие. Есть страны, которые хеджируют свои риски. Например, Саудовская Аравия, которая во время „арабской весны“ поняла всю ненадежность США. Все эти конструкции против автократии встречают не очень радушный прием в Саудовской Аравии, да и в других странах Персидского залива. Так что эти страны, исходя из своих собственных интересов, занимают какую-то свою нишу. И так далее по списку: Бразилия, Аргентина, Мексика, Иран…»

Фактически западный блок встретил сопротивление мирового большинства.

«Это мировое большинство — не коалиция. Существует российско-китайская коалиция, возможно, российско-иранская, но других пока нет. Блоков не будет, потому что любой блок предполагает начальника. На Западе есть начальник».

И даже доллар, чье господство в международных расчетах казалось бесспорным, теперь сдает завоеванные рубежи, что тоже является тревожным звоночком для Вашингтона.

Дмитрий Тренин: «Сейчас рассматривается проект, он пока еще официально не поддержан ведущими странами. Но на площадке БРИКС об этом уже говорится. Это проект создания мировой цифровой валюты, которая не принадлежала бы ни одному государству. Вполне конкретный проект, который может сделать расчеты между странами гораздо более безопасными, гораздо менее затратными и, что самое главное, не зависящими от доброй или злой воли того или иного государства».

Фундаментальные перемены неизбежны. Гегемония Соединённых Штатов, подчеркивает Дмитрий Тренин, уже не может стать всемирной: «Потому что Россия против нее восстала».

Новости по теме

Читайте также