Судя по заявлению Кылычдароглу, число беженцев, которые подлежат выселению из Турции, составит порядка 10 миллионов человек. И когда оба кандидата в президенты идут ноздря в ноздрю, любой голос может оказаться решающим. На прошедших в воскресенье выборах разница между Эрдоганом и Кылычдароглу составила всего 5%. Но если посмотреть на карту распределения голосов, можно увидеть две Турции, и пропасть между ними может оказаться глубже разлома земной коры, который образовался в районах, пострадавших от землетрясения.
Еще неделю они будут заклятыми соперниками.
Кемаль Кылычдароглу, кандидат в президенты Турции: «Мы не оставим нашу Родину фальшивому мировому лидеру».
Реджеп Эрдоган, президент Турции: «Ты же знаешь, Кылычдароглу винит всех, кроме себя».
Потом одного выберут президентом, а другой будет жалеть об упущенной возможности. Даже у опытного политика могут сдать нервы.
Во время первого тура явка составила почти 89%.
Подсчет голосов в прямом эфире турецкой версии CNN комментировал историк и писатель Хакан Байракчи, его компания изучает общественное мнение. Кто виноват в том, что Эрдоган по ходу дня растерял все свое решающее преимущество?
Хакан Байракчи, глава центра изучения общественного мнения: «Молодые люди. Они смотрят на мир
То есть причина может быть всего лишь в том, что оппозиционная молодежь подтянулась к участкам ближе к вечеру. В крупных городах ей даже удалось переломить ситуацию.
Это Стамбул, который большую часть истории был Константинополем, так же известный, как второй Рим. В городе, у которого столько имен, не может быть все просто. Перед первым туром Эрдоган выводит здесь на площади почти два миллиона своих сторонников.
Подсчет голосов показывает, что жители Стамбула более охотно голосуют за Кылычароглу, также Эрдоган проигрывает в столице Турции Анкаре и в главном туристическом регионе Анталье. А еще, что символично, в провинции Хатай, которая больше всего пострадала от недавних землетрясений.
Это может говорить о том, что помощи от государства людям оказалось недостаточно. Наверное, вдвойне обидно, когда не хватило
Однако, если присмотреться к карте повнимательнее, даже там, где сдвинулись тектонические плиты, нет единого фронта за перемены. И это еще и разрыв между реальностью и тем, что перед выборами говорили многие политологи.
Гёнюль Тол, директор турецкой программы Института Ближнего Востока: «Я была на месте событий после землетрясения в некоторых местах помощи ждали по трое суток. Это обернулось для Эрдогана потерей многих сторонников».
У учителя Метина Аджипаяма погибло 92 ученика, он сам помогал доставать их тела
Метин Аджипаям, педагог: «Я не знаю ни одного государства, которое могло бы мгновенно вмешаться в такую масштабную катастрофу».
Вот как он объясняет, почему в его провинции Кахраманмараш, где число жертв превысило 12 тысяч, почти 72% процента избирателей все равно проголосовало за Эрдогана.
Метин Аджипаям: «Где не хватало нашего государства, работал наш народ, а где не хватало народа, государство работало со всей силой. Большая часть нашего народа любит и уважает господина президента».
Почему, согласно большинству опросов, Кылычдароглу должен был выиграть с перевесом в пять процентов, но получилось ровно наоборот?
Хакан Байракчи: «Ну,
Тем интереснее, какой последний козырь пытается сейчас разыграть Кылычдароглу, вот только его еще надо выхватить из рук Эрдогана.
Эрдоган никогда не скрывал своей главной цели: сделать Турцию снова великой без оглядки на
Казалось бы, сейчас такой подход должен принести ему победу, ведь по логике именно Эрдогану должны достаться голоса кандидата от правого блока Сенана Огана, который занял в первом туре третье место. Но это по западной логике, а тут восток. А где восток, там торговля.
Если сначала правые говорили, что не поддержат Эрдогана, то вот уже их лидер встречается с ним за закрытыми дверями. И Кылычдароглу, которого в СМИ окрестили турецким Ганди за внешнее сходство и за приверженность демократическим ценностям, ничего не остается, кроме как пообещать националистам разом депортировать миллионы беженцев, если его выберут.
Кемаль Кылычдароглу: «Мы не оставим нашу Родину тому, кто пустил в нашу страну 10 миллионов этих нелегальных беженцев. Мы не оставим ее тому, кто не может защитить нашу честь, кто стоит с протянутой рукой перед Россией».
Хакан Байракчи: «Те, кто за него голосует, в целом очень положительно относятся к России».
Например, Россия строит здесь атомную электростанцию, только за прошлый год перекачала Турции 21 миллиард кубометров газа, а почти 5 миллионов туристов помогают выжить турецким отелям в постковидную эпоху.
Хакан Байракчи: «На кону стоят интересы Турции. Иными словами, Кылычдароглу, если он победит, придется продолжать политику Эрдогана. До прихода Эрдогана Турция была очень слабой страной. Наших глав никто в мире не уважал, их никто не слушал. А теперь Турция посредник в конфликте России и Украины. Я госслужащий. Мы любим и поддерживаем Тайипа Эрдогана».
Вопрос в том, во что может вылиться эта любовь к одному или ко второму после выборов? Ведь когда все решают десятые доли процента, любой проигравший может заявить, что победа была украдена.
Все выпуски передачи «Центральное телевидение».
Связанные новости
Читайте также
- Почему партия Эрдогана проиграла на местных выборах в Турции
- Советник Эрдогана: досрочных выборов президента в Турции не будет
- «Для нас это не конец»: партия Эрдогана впервые за 20 лет проигрывает выборы
- Эрдоган: правящая партия не достигла желаемых результатов на выборах
- Эрдоган поздравил Путина с победой на выборах
- Эрдоган пообещал, что выборы 31 марта станут для него последними