В Петербурге открылась выставка к 150-летию Фёдора Шаляпина

18.05.2023, 18:31

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Шереметевском дворце открылась экспозиция «Царь Фёдор». Ее создали при участии Русского музея, Третьяковки и Театрального музея имени Бахрушина.

На выставке канаты уходят в бесконечность, как и слава Шаляпина. Исторические тросы переданы из «Мюзик-Холла». На них вверх поднимались декорации в самом конце XIX века. В этом же зале, словно в закулисье, представлено то, что было неведомо публике: детство в крестьянском доме, пение в церковном хоре, уличные балаганы и многочисленные переезды. Места в Казани, где сложился характер и полетность голоса, можно увидеть благодаря снимкам, заказанным самим певцом.

Елена Грумад, куратор выставки, научный сотрудник театрального музея: «Он по духу своему был бродяга. Ему легко было ездить на гастроли».

Фёдор Иванович сделал революцию в искусстве нанесения грима. До него певцы обрисовывали лицо кое-как, он же целостно подходил к созданию образа и первым стал гримировать руки. Однажды он даже загримировал коня. Знаменитый певец не мог удержаться, когда видел карандаш. Если его не было под рукой — можно и гримом. Шаляпин рисовал на стенах гримерных Мариинского театра и Grand Opera, поэтому на выставке соорудили некое подобие артистической, где демонстрируются его рисунки.

Редкий тембр высокого баса поражал и убивал наповал публику, а вот критиков стала раздражать его манера игры. Шаляпин действительно в отличие от подавляющего числа оперных певцов мог петь и при этом играть драматически. Двойственность была свойственна Фёдору Шаляпину.

Павел Рыжков

Читайте также