Музей-заповедник «Коломенское» представил самые редкие вещи из запасников

18.05.2023, 19:00

Видеосюжет: Ксения Игнатова
Видео программы «Сегодня в Москве»

Уникальному музею-заповеднику «Коломенское» в этом году исполнилось 100 лет. Сегодня там открылась выставка «Шедевры коллекции». Самые ценные экспонаты, а также редкие вещи из запасников, которые никогда раньше не выставлялись, представили широкой публике.

Скульптор Александр Рукавишников — автора памятников Достоевскому на ступенях Ленинки, Льву Яшину у стадиона «Динамо» и в «Лужниках», Юрию Никулину на Цветном бульваре, Галине Вишневской на Остоженке и многим-многим другим историческим личностям. Сейчас он готовит городскую скульптуру кота (это для души) и монумент Архангелу Михаилу, покровителю города Сочи. Из всех его задумок, пожалуй, только одну никак не получается воплотить, хотя идею этой скульптуры Рукавишников вынашивает уже почти 40 лет — с тех пор, как не стало советского архитектора, реставратора и основателя музея-заповедника «Коломенское» и музея имени Андрея Рублёва Петра Дмитриевича Барановского.

Александр Рукавишников, скульптор, народный художник РФ: «Я вижу его таким русским Чарли Чаплином: у него один костюм всепогодный, кепка. Он такой бессребреник и фанат, настоящий фанатик в хорошем смысле этого слова, зачарованный странник такой».

Еще до революции 1917 года начинающий инженер Барановский получает медаль Московского археологического общества за реставрацию монастыря в Болдине Смоленской губернии. В самый разгар антирелигиозной кампании он, уже дипломированный искусствовед, восстанавливает Казанский собор на Красной площади. А еще ездит по церквям, намеченным к сносу, обмеряет и описывает их, вывозит и спасает артефакты. Говорят, что Барановский последним побывал в кремлевском Чудове монастыре перед его ликвидацией.

Александр Рукавишников: «Он человек-то удивительный. Национальный герой, я считаю. Потому что его арестовывали, и он опять ехал обмерять церкви. И благодаря ему мы имеем все, что мы имеем по поводу Древней Руси, все воспоминания».

Несколько личных вещей и артефактов из коллекции Барановского Рукавишникову когда-то вручила его крестная мать, дочь архитектора, советский скульптор Ольга Барановская. Недавно часть из них Рукавишников передал в собрание «Коломенского». Именно это событие сподвигло музейщиков в год столетия с основания заповедного места достать из запасников шедевры и выставить их на всеобщее обозрение. Юбилейная экспозиция открывается уже сегодня, в Международный день музеев, в Сытном дворе на площади Церкви Вознесения Господня.

Самый главный экспонат этой выставки — саквояж, который когда-то принадлежал Барановскому. Обратно в музей он вернулся год назад, прошел реставрацию и хранился в фондах. Получился символ всей выставки — этакий волшебный ящик с сокровищами. С этим саквояжем Барановский и ездил спасать церковное искусство, рассказывает главный хранитель Ольга Полякова. А все, что удавалось увезти, архитектор собирал в «Коломенском». Так зародилась уникальная коллекция музея, которая насчитывает 170 тысяч предметов. В ней есть такой артефакт, как уникальное издание «Апостол» 1564 года от русского первопечатника Ивана Фёдорова.

Над продлением жизни уникальных экземпляров ежедневно трудятся реставраторы и хранители фондов. Зачастую предметы поступают в ветхом состоянии, как например грамота 1677 года, которую царь Алексей Михайлович пожаловал далеким предкам солиста балетной труппы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Андрея Шавеля. В прошлом году он преподнес семейную реликвию в дар музею. У реставратора Эльмиры Кашеваровой было всего восемь месяцев, чтобы привести бумагу в порядок к выставке.

Эльмира Кашеварова, заведующий сектором реставрации книг музея-заповедника «Коломенское»: «Следы бытования присутствовали: жировые пятна, многочисленные разрывы, утраты букв, бумаги. Также мы реставрировали ткань, потому что тоже были затеки».

В Сытном дворе выставят и предметы быта царей и вельмож, ведь когда-то «Коломенское» было государевым двором и загородной резиденцией. Также покажут уникальную коллекция художественного стекла, классическую живопись XIX века, гарнитуры мебели, костюмы, веера и французскую художественную бронзу.

Ксения Игнатова

Читайте также