Переживший теракт Крымский мост отмечает пятилетие

16.05.2023, 11:22

Видеосюжет: Ростислав Скидан
Видео программы «Сегодня»

Один из самых известных символов современной России, гордость наших конструкторов и строителей, и главная достопримечательность юга отмечает день рождения. Величественное строение поражает воображение и по сей день. Это самый длинный мостовой переход в Европе.

Переправу через Керченский пролив возвели в кратчайшие сроки усилиями десятков тысяч человек, которые ежедневно доказывали, что невозможное возможно. За прошедшие 5 лет по Крымскому мосту проехали миллионы машин — многие туристы специально выбирают автопутешествие, чтобы насладиться живописными видами. Конструкция рассчитана на сотню лет, и уже в первые годы работы мост с честью выдержал суровые испытания. Кажется, все это время он постоянно в центре внимания. Открытие, наплыв туристов, атака, реконструкция, снова открытие.

Несколько лет назад, в октябре 2014-го, на косе Тузла не было вообще ничего, кроме забытых еще в нулевые металлоконструкций и семейки бродячих собак. Спустя два года Тузлинская коса превратится во второй участок строительства Крымского моста.

Александр Кирьяков, краевед: «Я ездил туда не за контентом. Я ездил туда посмотреть, как я это называю, „величие инженерной мысли“ нашей страны, когда, представь, ты находишься на стройке, вокруг тебя 10 000 человек работает, и это так вдохновляет!»

Вдохновляла не меньше, как говорит краевед, и перспектива в разы сократить время в пути из Крыма на материк. Александр называет себя «гражданином моря»: он родился на Кубани, вырос на полуострове, в Темрюке — родня. И до открытия моста тратить сутки, а то и двое, десятки раз в году на паромной переправе мужчина, признаётся, устал.

Александр Кирьяков: «Для меня, для моей семьи, для всех моих близких — это конкретная физическая связь с моей родиной, с Краснодарским краем, с Кубанью».

За стройкой следила вся страна, и строила тоже — вся Россия: 10 тысяч рабочих, в пик — 15 тысяч, 220 предприятий, более 30 мостоотрядов. Крупнейший мост России — еще и один из сложнейших объектов строительства: здесь почти семь тысяч свай трех типов, которые на самых трудных участках вбивали на глубину до 105 метров (это высота 35-этажного здания). Символ моста — белые арки — для мостостроецев сравнимы с экзаменом на профессионализм. На их установку — а железнодорожная весит шесть тысяч тонн, автомобильная — 4 тысячи — было всего 72 часа. И без права на ошибку.

Кадры с открытия пять лет назад видели, кажется, все: президент — за рулем самосвала во главе колонны стройтехники. Ровно пять лет назад Владимир Путин, благодаря строителей, отметил: мост возвели значительно опережая график, на полгода раньше срока.

Владимир Путин: «Это замечательный результат, который делает Крым и легендарный Севастополь ещё сильнее, а всех нас — еще ближе друг к другу!»

За пять лет над Керченским проливом проехало 24 миллиона автомобилей и тысячи поездов. Крымский мост перестроил логистику юга России, стал связующим звеном с новыми территориями — стратегическим транспортным узлом.

Стройка с первых же дней сопровождалась угрозами со стороны Киева. В октябре прошлого года на мосту произошел теракт: на подъезде к аркам взорвался грузовик, в котором находилось от нескольких сотен килограммов до нескольких тонн взрывчатки. Среди погибших — водитель грузовика и семья из Петербурга, которая ехала в соседней машине. От взрыва пострадали четыре автомобильных пролета, два из которых были разрушены, и железнодорожное полотно.

В ФСБ и Следкоме сообщили, что в террористическую группу, организовавшую атаку, входили 12 человек. Восьмерых задержали. Руководил операцией глава украинской разведки Кирилл Буданов. Взрыв прогремел в 6 утра, спустя 10 часов движение по мосту возобновилось по одной полосе. В тот же день строители приступили к ликвидации последствий.

Никита Храпов, начальник ФКУ УПРДОР «Тамань»: «Это был, конечно, вызов. В данных условиях применялись новые технические решения, которые позволили сократить сроки. Мост восстанавливала вся Россия, огромное количество ресурсов было затрачено».

Первым по отремонтированной правой части уже в декабре за рулем проехал Владимир Путин.

Спустя четыре с половиной месяца после теракта по всем четырем полосам вновь поехали машины — накануне мостостроевцы завершили ремонт и железнодорожной части. Пока переправиться над Керченским проливом могут легковушки и автобусы — и только после досмотра. Сейчас с обеих сторон моста работает по 40 досмотровых точек, это позволяет пропускать на мост в среднем по 250 машин в час.

Сегодня добраться в Крым можно и по сухопутному коридору через Новороссию — такой маршрут даже короче. Из Москвы, например, до Симферополя можно сэкономить около 200 километров. Но перед Крымским мостом ежедневно продолжают собираться пробки. И спустя пять лет мост не только упрощает путь в Крым, но и украшает путешествие.

Ростислав Скидан

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также