Выборы в Турции: исход второго тура зависит от проигравшего кандидата

15.05.2023, 19:49

Видеосюжет: Никита Корзун
Видео программы «Сегодня»

Президентские выборы в Турции, от исхода которых зависит не только будущее этой важной региональной державы, стали сегодня главной темой международных новостей. В воскресенье ни действующий глава государства Реджеп Тайип Эрдоган, ни его главный соперник, лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу, не смогли набрать больше половины голосов и одержать победу в первом туре. Разрыв между ними составил всего пять процентов голосов. Именно столько набрал в первом туре третий участник президентской гонки — Синан Оган. Он не выходит во второй тур выборов, однако его позиция и голоса его сторонников могут стать определяющими в борьбе между Эрдоганом и Кылычдароглу.

Удастся ли Реджепу Эрдогану и Кемалю Кылычдароглу убедить своих избирателей потратить еще один выходной на многочасовые стояния к урне? Теперь это главный вопрос: избирком страны наметил второй тур выборов на 28 мая. В первом туре явка впечатлила — 89 процентов. За две недели может многое измениться, а сейчас результаты такие: за Эрдогана проголосовали 49,5 процента избирателей, а за Кылычдароглу — 44,9 процента. Барьер в 50 процентов, означающий победу без второго тура, не взят.

За действующего лидера проголосовало визуальное большинство турецких провинций, при этом предпочтение новому кандидату отдали Анкара — столичный регион, Стамбул, Чанаккале, Измир, Мугла, где расположены самые дорогие курорты Турции, Анталья — тоже средиземноморская здравница, но с ценником поменьше, и даже Мерсин, где Россия строит первую в этой стране атомную электростанцию. Казалось бы, парадокс, но политологи знают, что это закономерность — более процветающие регионы всегда хотят чего-то нового. Эрдоган был готов к такому развитию событий.

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Если наша нация сделала свой выбор в пользу второго тура выборов, то это тоже приветствуется. Хочу еще раз подчеркнуть: то, что итоги выборов еще не подведены, не меняет того факта, что выбор нашего народа явно в нашу пользу».

Первые часы после начала подсчета бюллетеней так и казалось. Успех действующего лидера выглядел безоговорочным. Сторонники президента едва ли не праздновали победу. Оппозиция стала жаловаться на фальсификации и попытки «узурпировать народную волю», но когда разрыв между Эрдоганом и Кылычдароглу стал стремительно сокращаться, мэры Стамбула и Анкары, рассчитывающие на должности вице-премьеров в правительстве Кылычдароглу, внезапно заявили о победе своего кандидата, что также оказалось весьма преждевременным. Но потерю Эрдоганом первого тура его соперник трактует однозначно.

Кемаль Кылычдароглу, кандидат в президенты Турции от оппозиции, лидер Народно-республиканской партии: «Эрдоган не смог получить вотум доверия, который он ожидал от населения. Спрос на перемены в обществе составляет более 50%, и это отражает реальность того, что партия АК потеряла голоса».

Для стороннего взгляда странно предпочесть опытного Эрдогана 74-летнему Кылычдароглу, который после десятилетий на госслужбе работал депутатом и в президенты собрался впервые. При действующем лидере Турция стала абсолютно независимой и влиятельной державой. Это страна НАТО и одновременно стратегический партнер России. Государство, где все свое — от продуктов питания и машиностроения до медицины и военной промышленности. Но избиратель видит иное: лира обвалилась вдвое, инфляция почти 60 процентов, а более 50 тысяч жертв февральского землетрясения люди связывают со строительной политикой действующей власти. Кылычдароглу, в свою очередь, выступает за вестернизацию и кемализм — вариант турецкого национализма.

Еще один кандидат — Синан Оган — пришел к финишу третьим, то есть о его президентстве на этот раз говорить не приходится, но именно этому правому политику выпала поистине историческая роль. Его пяти процентов может хватить для победы над Эрдоганом, конечно, если оппозиция сумеет найти веские аргументы. Этнический азербайджанец Оган, защитивший докторскую в МГИМО, не скрывает своих националистических воззрений. Он предупреждал, что в случае второго тура будет присматриваться к национальной позиции кандидатов. Кылычдароглу придется отказаться от поддержки любых курдских политических сил, если он рассчитывает на поддержку Огана.

Россия с большим интересом наблюдает за электоральным процессом своего стратегического партнера. Анкара не присоединилась к нелегитимным антироссийским санкциям, на чем настаивают ее партнеры по НАТО, и многое делает для смягчения последствий этого давления. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, российско-турецкое сотрудничество носит взаимовыгодный характер и, конечно, Москва «с уважением отнесется к выбору турецкого народа и рассчитывает на то, что наше сотрудничество будет углубляться и расширяться».

Кемаль Кылычдароглу в ходе предвыборной гонки утверждал, что в случае своей победы противиться турецким инвестициями в Россию не будет, но санкции Запада поддержит. А накануне голосования обвинил Москву во вмешательстве в президентскую кампанию, вызвав, мягко говоря, недоумение действующего лидера.

Реджеп Тайип Эрдоган: «Ты совершаешь нападки на Путина. Я не могу это допустить. Наши отношения с Россией не менее важны, чем с Америкой. Наш внешнеторговый оборот с Россией даже выше, чем с Америкой».

Осталось подождать всего две недели, чтобы Турция определилась с лидером, а Россия поняла, какие перспективы откроются перед двусторонним взаимодействием.

Связанные новости

Читайте также