Движение вверх: Москва заместила ушедшие с рынка иностранные лифты

15.05.2023, 18:08

Видеосюжет: Никита Коробенков
Видео программы «Сегодня в Москве»

После ухода с рынка иностранных компаний на столичном производстве лифтов освоили выпуск собственных комплектующих. Раньше многое закупали у иностранцев, а теперь отечественная продукция не уступает по качеству импортным аналогам, зато стоит значительно дешевле.

Уход из России иностранных производителей лифтов чуть было не заставил россиян подниматься в свои квартиры и офисы по лестнице. Однако отечественная промышленность научилась обходиться без зарубежных производителей. Пример удачной адаптации — «Мослифт». Столичное предприятие теперь самостоятельно изготавливает комплектующие для подъемников — от дверей шахты до электроники.

Игорь Дьяков, директор по развитию производства и качества АО «Мослифт»: «Что нам это дает: во-первых, качественный выпуск товара, так как мы у себя его выпускаем, изготавливаем по своим техзаданиям и тестируем на своих стендах, плюс своевременность. Мы всегда знаем, какой у нас объем. Наши поставщики уже подготовлены для поставки комплектующих, здесь мы у себя уже формируем аварийный запас, который нам нужен, и уже производим то необходимое количество, которое нам нужно. И самое главное — сокращение издержек на складе».

Такой пример импортозамещения — хорошие новости для строительного бизнеса, ведь современные дома и офисы просто невозможно представить без лифтов.

Лифт известен в России еще с дореволюционных времен. При должном обслуживании это одна из самых безопасных технологий перемещения. Главное — соблюдать сроки эксплуатации, в России это около 25 лет. Но и это число иногда увеличивают — разумеется, после замены изношенных деталей. Однако важно понимать, что новый лифт все равно безопасней. По данным Ростехнадзора, у каждого пятого лифта в нашей стране подошел срок плановой замены. Этот процесс лучше не откладывать.

В регионах этот вопрос стоит особенно остро. Например, в доме нижегородского пенсионера Сергея Дьяченко лифт обслуживали и срок службы продлили. Только Сергей Александрович в последние годы предпочитает лестницу — хотя мужчина инвалид.

Сергей Дьяченко: «Его чуть-чуть ремонтировали, но сама механика осталась прежней. То есть 35 лет дому, 35 лет лифту, поэтому заходя в лифт чувствуешь некую настороженность».

Таких лифтов в Нижегородской области сейчас больше 2 тысяч. При этом стоимость нового подъемника — около 3 миллионов. Помножить эти числа — получится непосильная задача для местных фондов капитального ремонта. Однако нижегородские власти планируют решить эту задачу при помощи поддержки от ДОМ.РФ.

Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области: «Речь идет о предоставлении нам рассрочки платежа по замене лифтов и изготовлению лифтов, причем на очень выгодных условиях с точки зрения цены. При этом мы можем заменить все 2400 лифтов в течение практически полутора лет. Таким образом мы улучшим качество жизни 185 тысяч нижегородцев».

Работы еще не начались, но нижегородский кейс уже признали успешным. Поэтому ДОМ.РФ вместе с Минпромторгом и Минстроем хочет конвертировать этот опыт в единую федеральную программу для всех регионов. В первую очередь это решит проблемы жильцов старых многоквартирных домов. Кроме того, такая поддержка обеспечит российские заводы крупными заказами.

Александр Ломакин, первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ: «В текущем режиме, в режиме ограничений, важная задача стоит — максимально уйти от импорта, то есть сделать наше лифтовое оборудование максимально импортонезависимым. А значит, нам нужно развивать отечественное производство, причем не отверточную сборку лифтов, а именно полноценное производство лифтов и всех комплектующих и материалов».

Сейчас ведется работа над Единым реестром лифтов на базе Единой информационной системы жилищного строительства. Вся информация об устаревших подъемниках будет собираться там и будет доступна в режиме реального времени. Это позволит без проволочек решать даже самые застарелые проблемы с лифтами, а россияне смогут пользоваться ими без риска застрять между этажами.

Никита Коробенков

Читайте также