Видео программы «Сегодня»
Археологи раскрывают новые тайны Балтики в аквалангах и с помощью телеуправляемых роботов. Сотрудники Русского географического общества во время очередной экспедиции нашли, обследовали и описали сразу три затонувших миноносца, чья история неразрывно связана с периодом крушения царской России, революции и первых лет Страны Советов. Более века корабли хранили свои тайны на дне Балтийского моря.
Люди, очень похожие на водолазов, по сути, музейные работники, потому что Балтийское море это один большой музей мирового судостроения. На дне Балтики покоятся десятки тысяч военных кораблей и торговых судов самых разных эпох, а практически пресная вода в сочетании с низкими температурами играет роль консерванта.
Все это в буквальном смысле несметное богатство нуждается в том, чтобы его посчитали, то есть идентифицировали и поместили в каталог, чем и занимается Центр подводных исследований Русского географического общества. На дне бухты лежат три малых миноносца типа «Циклон»
Андрей Лукошков, советник по науке Центра подводных исследований РГО: «Эти корабли погибли. И у нас в России об этом не знали, потому что они погибли в составе финского флота. Когда мы из Финляндии получили информацию, мы уже тогда эти работы и осуществили, нашли их».
Чтобы оценить и описать музейный экспонат, его надо взять в руки и рассмотреть. Чтобы изучить корабль, к нему надо погрузиться. У этой работы своя специфика и свой гардероб.
Биографии кораблей похожи на человеческие, в них тоже есть драма и крутые сюжетные повороты. До экспедиции три этих миноносца числились проданными как металлолом, но на самом деле они до последнего мгновения оставались на военной службе.
Судно с водолазами подходит к отмеченной точке. Якорь пошел, глубина около 30 метров. Водолазы погружаются. Задача идентифицировать корабль, оценить его сохранность и, если получится, поднять со дна артефакты для подробного изучения. В помощь людям к миноносцу отправляется телеуправляемый подводный робот. Здесь его ласково называют «наш маленький». Маленький честно обходит останки корабля, транслируя картинку наверх. Погода, как на заказ, видимость под водой удивительно хорошая
Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО: «Для нас стандартная видимость в Балтийском море
Из финских архивов стала известна вторая часть истории миноносцев, даже более драматичная, чем первая. Брошенные в Хельсинки, они были захвачены противником и вместе с английскими кораблями участвовали в морской блокаде Кронштадта, а зимой 1919 года английский флот ушел, оставив миноносцы в замерзающей бухте с другими финскими кораблями. Ледокол пытался их спасти, но на всех пробитого канала не хватило, эти три миноносца медленно и тяжело умирали, затертые льдами. Корабли навсегда остались здесь, экипажи были спасены.
Сергей Фокин: «Очень часто гибель кораблей напрямую связана с гибелью людей. В любом случае всегда есть такая
Работа выполнена, смотрители подводного музея идентифицировали миноносцы, подняли со дна некоторые сохранившиеся детали штурвал, часть прожектора и деталь машинного телеграфа, указатель которого навсегда застыл на отметке «малый ход». Исследовательский корабль пошел на базу. Три миноносца типа «Циклон» занимают свое место в каталоге морской истории. Своей очереди ждут другие, пока еще неисследованные объекты на дне Балтийского моря.
Читайте также
- СМИ: российские моряки обстреляли немецкий вертолет сигнальными ракетами
- Как подводные археологи восстанавливают трагическую историю Таллинского перехода
- Силы Балтфлота начали наблюдение за эсминцами США
- Найденное в Крыму кладбище затонувших кораблей напомнило легенду о «Черном Принце»
- Латвия упростила процедуру захода кораблей НАТО в свои воды в Балтике
- У берегов Швеции нашли затонувшую 300 лет назад яхту Петра I