Петербургские реставраторы хотят вернуть первозданный облик дому Бадаева

11.05.2023, 18:07

Видеосюжет: Мария Сапожникова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Во время реставрации дома Бадаева, которую проводит Комитет по охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП), специалисты сделали несколько открытий. Исторически здание было другого цвета, а знаменитый печальный ангел оказался Авророй, окруженной 12 музами.

Дом-сад сейчас, словно в теплице: многочисленную флору дома Бадаева скрывают строительные леса. Поврежденные части некогда богатого цветочного орнамента рабочие реставрируют на месте, а облетевшие с годами лепестки роз, маков и нарциссов воссоздают в мастерской. Как заметили реставраторы, их предшественники лепили красоту с заботой о жильцах.

Роман Носачёв, руководитель реставрационной мастерской: «Модели лепились таким образом, чтобы наверху не скапливался снег, влага. Всё это стекало, не накапливалось».

В этот раз реставраторы решили еще больше углубиться в архивы и нашли женский след. Пантелеймон Бадаев выбрал типичный вариант для улицы Восстания — дом с башней. Но после того, как собственник скоропостижно скончался, за управление стройкой взялась его жена Анна Васильевна, и тогда облик здания изменился кардинально. Позже архитектор получит за него престижную медаль.

Со строительных лесов видны тончайшие детали. В работе над мифическим фасадом много сказочного везения. Так одно предложение в старой рекламной брошюре производителей майолики в прямом смысле раскрасило здание новыми красками.

Александра Комиссарова, заместитель директора СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры»: «Они описывали фасад здания как решенный в сдержанных серых тонах, этих сведений на период прошлой реставрации не было. Нам не повезло найти брошюру производителя майолики».

В этой же рекламной статье 1910 года проявилось и изображение бога солнца Гелиоса. Композиция полностью утеряна. Реставраторы при расчистке этой части дома надеются найти хотя бы след от умчавшейся колесницы, а заодно и убедиться, сколько коней было в упряжке — три, как на старых снимках, или четыре, как изображают обычно.

Мария Сапожникова

Читайте также