Платить и не спорить: истощенная Европа поддерживает Украину из-за давления США

07.05.2023, 16:21

Видеосюжет: Алим Юсупов
Видео программы «Итоги недели»

Интересы Европы и Америки в конфликте на Украине расходятся. Европейцам совсем не хотелось бы жертвовать своим благополучием и единством ради союзника и его идеи ослабления России. Там понимают, что в случае эскалации именно Европа станет основным театром военных действий. Европейцам не по карману продолжать делать то, чего американцы пытаются добиться любой ценой. Социальные системы у них на пределе, и потоки беженцев ситуацию не улучшают. А эффект этого ослабления Европы уже в том, что европейские лидеры — во главе антирейтинга поддержки.

Хозяева небольших контор, магазинов, банков, владельцы автомобилей пока еще только подсчитывают ущерб от первомайских гуляний во Франции. А вот полиция о своих потерях и победах уже отчиталась: 406 полицейских ранено, задержано 540 участников беспорядков. Эта акция затмила все прежние демонстрации против пенсионной реформы. По официальным данным, на улицы по всей Франции вышли 870 тысяч человек, по подсчетам профсоюзов — больше двух миллионов.

Силы правопорядка заранее готовились к этому дню, но когда он настал, в бой пришлось бросать даже резервы. Для подавления мятежной улицы использовали весь полицейский арсенал — от обычных дубинок до щедрых порций слезоточивого газа и водометов. Но ожесточение и агрессия — с обеих сторон. Протестующие закидывали жандармов и тем, что попадалось под руку, и тем, что явно готовили заранее — петарды и коктейли Молотова.

Полицейские и жандармы все чаще попадали в кадр без сознания, горящими и спасающимися от толпы. Министр внутренних дел обвинил оппозицию и профсоюзы в подстрекательстве к кровопролитию.

Жеральд Дарманен, министр внутренних дел Франции: «Только в Париже в больницах уже 19 полицейских. Абсолютно ненормально, когда нападают на людей, выполняющих свою работу, — полицейских, жандармов, пожарных».

Пенсионная реформа касается почти всех жителей Франции. Ее неприятие, по опросам, объединяет почти три четверти французов — от молодых студентов до стариков. Проблема даже не в том, что скоро возраст выхода на покой и для мужчин, и для женщин увеличится с 62 до 64 лет. Все дело в трудовом стаже. Сейчас для того, чтобы получить полную пенсию, французам необходимо отработать 41,5 года. По новому закону этот срок увеличивается на полтора года. Если уходишь раньше, то за каждые недостающие три месяца отнимается определенный процент, упраздняются льготные схемы для работников целых отраслей. Именно угроза потерять все эти проценты и льготы и пугает французов.

Президент Макрон старательно делает вид, что живет в другой реальности. Он путешествует по стране, встречается с молодежью, обедает в школьной столовой и слушает «Марсельезу» в исполнении старшеклассников. Упоминание в песне кровавого флага тирании в нынешнем контексте звучит для президента двусмысленно: французы сейчас вымещают весь свой гнев на Макроне, как раз обвиняя его в авторитаризме.

Впрочем, демонстрация бунтарских настроений и социального недовольства на Первомай традиционно активизируется по всей Европе. Но в этом году — новые краски. В Германии среди портретов коммунистических вождей и лозунги — «Больше зарплаты, меньше оружия», «Даешь пенсию, а не танки».

Протестующий: «Сколько можно горбатиться? Если мы живем в богатой стране, то почему у нас так мало больниц и приходится так много вкалывать?»

Косвенный ответ на эти вопросы, адресованные властям Германии, неожиданно прозвучал из уст главы европейской дипломатии Жозепа Борреля. На конференции по положению дел в ЕС он посетовал на то, что ни о чем, кроме снарядов для Киева, в последнее время думать не может.

Жозеп Боррель, верховный комиссар Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности: «Украина падет в считанные дни, если ЕС прекратит денежную помощь. Евросоюз хотел бы тратить деньги на повышение благосостояния своих граждан, больницы и школы, но у ЕС нет выбора. Все свободные деньги необходимо отправлять на защиту Украины».

Вероятно, об этих деньгах и шла речь, когда Евросоюз на днях принял решение о выделении миллиарда евро на производство боеприпасов. Торговый комиссар ЕС Тьерри Бретон в очередной раз призвал переводить промышленность на военные рельсы, с энтузиазмом описывая скорый подъем европейской оборонки.

Тьерри Бретон, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка: «Заводы у нас есть. 11 стран уже сейчас могут начать ускоренное производство снарядов натовских образцов, а две страны — советских калибров. Это беспрецедентный план по наращиванию мощностей нашей оборонной промышленности как в целях поддержки Украины, так и в целях нашей собственной безопасности».

С планом по снарядом, хоть и не сразу, но все-таки согласилось большинство стран Евросоюза. Хотя традиционный критик этих решений, венгерский премьер Орбан, и тут выступил с язвительным комментарием.

Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии: «У меня не хватит фантазии, чтобы вообразить, что кто-то может победить ядерную державу. Думать, что русские будут сидеть сложа руки и смотреть, как ломают их политическую систему, пытаются убить их президента, устраивают атаку дронов на Красной площади, верить в то, что они смирятся с военным поражением, могут только те, кто так и не вышел из детского возраста. Так бывает в сказке, а не реальности».

Тот же Орбан, впрочем, признает, что финансовые ресурсы США, которые в значительной мере и стоят за этой гонкой вооружения, почти безграничны. Вопрос только в том, как долго европейцы смогут соглашаться с этим давлением. Но из действующих лидеров пока далеко не все готовы признать влияние Вашингтона. Канцлер Шольц, к примеру, говоря о поддержке инициативы по снарядам для Киева, интерпретировал это как разделение ответственности и взаимовыручку.

Олаф Шольц, канцлер Германии: «Мы действуем всегда в меру и никогда в одиночку, всегда в сотрудничестве с нашими партнерами. Это очень и очень важно для меня. Когда мы что-то поставляем, мы делаем это вместе с англичанами и американцами».

Но некоторые из бывших говорят о роли США в европейских делах вслух. Экс-премьер Франции, которого вызвали на парламентские слушания на предмет подозрений в российском влиянии на работу его кабинета, заявил, что вмешательство было, но не со стороны Москвы.

Франсуа Фийон, премьер-министр Франции с 2007 по 2012 годы: «Да, я с этим сталкивался. В большинстве случаев вмешательство исходило от дружественной союзнической страны под названием Соединенные Штаты. Нас с президентом Саркози пять лет прослушивало Агентство национальной безопасности США. Российское же вмешательство никак меня не коснулось».

Впрочем, пока власти в Европе явно считают, что ресурс общественной поддержки Украины не исчерпан, а США слишком многое решают в европейских делах, чтобы открыто им возражать. И предпочитают платить и не спорить.

Брюс Маркс, адвокат, политик: «ЕС это дорого обходится, это будет иметь экономические последствия, но все это пока остается вопросом денег, а не безопасности. Я не могу представить какую-либо серьезную угрозу для Европы, кроме возможности вторжения России. Но я не думаю, что кто-то верит в то, что Россия хочет вторгнуться в какую-то из стран НАТО».

Айк Хамер, политолог: «То, что официальные лица ЕС выступают с такой поддержкой милитаризации Европы, является величайшим позором, порожденным невежеством и неуважением к своим гражданам. Военная экономика никогда не была спасением и источником благосостояния. Это лишь временно позволяет манипулировать финансовыми рынками и реальным сектором. Они почему-то не хотят этого понять».

Правда, европейские антивоенные активисты уже давно все понимают. Социальные акции против высокой инфляции, падения уровня жизни нередко заканчиваются ритуалами с сожжением символов тех, кого демонстранты считают виновниками экономических проблем — ЕС, НАТО и США.

Читайте также