Кадры, производство, сырье: как в Москве поддерживают сферу дизайна

06.05.2023, 11:32

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня в Москве»

После ухода иностранных брендов одежды москвичи активно стали покупать товары отечественных производителей. Так, за год столичные дизайнеры в среднем увеличили продажи на 20%. В этом им активно помогают власти Москвы.

Дизайнер Ксения Кудряшова создала свой бренд два года назад. Все началось с необычного свитшота.

Ксения Кудряшова, дизайнер: «На даче в буквальном смысле на полу я конструировала три-четыре месяца, потому что я не конструктор, мне все это сложно давалось. Каждый кусочек отдельно пришивался, собирался. Вот этот свитшот — моя мечта и мечта других людей».

Теперь у девушки небольшое производство и свой шоурум, где можно найти пальто, деловые костюмы, рубашки, платья. Сейчас все говорят, что российские бренды одежды должны заменить иностранные. Речь и о масс-маркете, и о fashion-сегменте.

Ксения Кудряшова: «Ни мы, ни наши коллеги — никто эту нишу не займет. Как бы люди ни любили об этом говорить, что это наша возможность, нет у нас такой возможности. Потому что у нас нет кадров, у нас нет таких мощных производств, у нас нет такого сырья».

Если идти по порядку, то начинать лучше с кадров. Все хотят стать дизайнерами, а вот швея или швец — редкость на отечественном рынке труда.

Алексей Фурсин, глава департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы: «Буквально на днях началось трехмесячное обучение по нескольким специальностям — конструктора, швеи. 80 человек обучаются в течение трех месяцев с последующим трудоустройством у дизайнеров и фабрик».

Второй пункт — нет мощных производств. В Москве готовы их создать, действует сразу несколько программ поддержки бизнеса. Например, можно оформить субсидию на покупку оборудования.

Дальше — сырье, с которым все обстоит сложнее. Многие ткани у нас просто не производят. А чтобы найти хорошего поставщика, нудно ездить по городам и смотреть все самому, что получается довольно накладно.

Алексей Фурсин: «Для них были облегчены логистика, выбор, приобретение, доставка таких материалов. Сотрудники Агентства креативных индустрий фактически разъезжают по всем регионам России, собирают экземпляры этих материалов для того, чтобы собрать это в Единый центр помощи по приобретению материалов дизайнерам».

Но троицей «кадры, производство, сырье» вопросы не заканчиваются. Елена Комарова — дизайнер школьной формы — показывает пиджак из последней коллекции.

Елена Комарова, дизайнер: «Мы решили сделать коллекцию из хорошего качественного трикотажа, 95,5% хлопок, чтобы смотрелась как классический костюм, но при этом они чувствовали себя очень комфортно и уютно. Самое сложное — чтобы узнали. То есть очень много приходится вкладывать денег и сил в раскрутку».

В московских торговых центрах регулярно проходят ярмарки российских дизайнеров: во-первых, не нужно платить за аренду, во-вторых, это эффективный способ раскрутки.

Михаил Чечёткин — совладелец бренда аксессуаров. Компанию вместе с тремя партнерами открыл 10 лет назад.

Михаил Чечёткин: «Изначально была идея, что в России не было никаких производств, никто не делал изделия из кожи. Очень часто мы заказывали вещи, которые нам нравятся, из-за рубежа. Решили сделать здесь собственное производство вещей, которые нам нравятся».

Объемы производства — небольшие. Но спрос регулярно растет, за прошлый год — на 20%. И в плюсе сейчас большинство российских брендов. Безусловно, говорить о полной замене иностранных наименований на отечественные пока слишком рано. Но локальные альтернативы уже есть, и их все больше.

Нахид Бабаев

Читайте также