Учителя-новаторы: столичные педагоги рассказали о своих авторских методиках

05.05.2023, 18:20

Видеосюжет: Илья Лядвин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Конкурс «Учитель года Москвы» называют выставкой инноваций в образовании. Каждый из участников рассказывает о том, как можно усовершенствовать учебный процесс в современном мире.

«Учитель года Москвы» — проект для новаторов. Именно в таком стиле работает педагог 16-й школы и суперфиналист конкурса Артем Гольцов. Учебный материал он преподносит нестандартно. Минимум два раза в месяц уроки испанского языка в этой школе — это небольшие концерты. За основу педагог берет мотивы песен из испанских мульфильмов и эстрады и дополняет их словами из учебной программы. Авторский подход Артем начал применять на уроках почти четыре года назад, всего через несколько месяцев после старта учительской карьеры.

Артём Гольцов, преподаватель испанского языка школы «Шик 16»: «Замотивировать учить детей второй язык сложно, а когда он является необязательным для сдачи — это еще сложнее. Добавили интернет-решения, видео. Некоторые видео сами озвучивали, дети сами записывали истории. Мы используем просто все что есть».

Также педагог активно использует концепцию «обучение через обучение», где вместо классического домашнего задания дети работают над проектами.

Артём Гольцов: «Они делают это вместе. Делятся опытом друг с другом, и потом каждый друг перед другом его защищает. При этом они очень сильно спрогрессировали — и в общении, и в коммуникативных и творческих навыках».

Так нестандартно испанский язык здесь начинают учить еще с пятого класса. После, в старшей школе, проектная работа продолжается.

Преподавателем нового формата можно назвать и Ирину Герасимову. На уроках английского и русского языков, а также литературы она погружает детей в учебную программу через ассоциации. Так, при разборе известного стихотворения Афанасия Фета учительница предлагает подобрать ассоциации к слову «шепот», чтобы вызвать нужные ощущения. По словам педагога, такая технология позволяет ученику не только глубже вникнуть в материал, но и лучше его запомнить.

Ирина Герасимова, преподаватель английского и русского языков, литературы школы №1413: «Ассоциации — это то, что формирует наше сознание, это новые нейронные связи. Из-за этого ассоциативное мышление является очень эффективным, поскольку это наш индивидуальный, личный опыт. Это наше личное прочтение того или иного события».

Чтобы сделать материал еще более личным для учеников, Ирина даже вручную готовит иллюстрации для уроков.

Ирина Герасимова: «Когда педагог рисует такие иллюстрации, это, безусловно, отражается в том, как они видят того или иного автора. Он больше для них не безликая картинка в учебнике — это уже живой портрет, который создавался вместе с ними на одном из уроков».

Ирина также вошла в восьмерку суперфиналистов конкурса «Учитель года Москвы» — одной из шести номинаций конкурса «Педагоги года» столицы. Уже известны имена лучшего учителя, воспитателя, дефектолога, психолога и преподавателя дополнительного образования. Интрига сохраняется только в проекте «Педагогический старт». Глеб Яшин — один из номинантов. На уроках обществознания и истории Глеб проводит дебаты среди учеников. Это не только позволяет им взглянуть на ту или иную проблему с разных сторон, но и развивать критическое мышление.

Глеб Яшин, преподаватель истории и обществознания школы №1454: «Критическое мышление особенно важно сейчас для нашего государства. Сейчас рубежное время, когда различные блогеры, различные ресурсы манипулируют сознанием наших детей. Методика, которую я предлагаю, позволяет им понять, что факт и его оценка не всегда однозначны».

Подход молодого педагога оценили и старшие коллеги по учительской по работе.

Юрий Коноплёв, преподаватель русского языка и литературы школы №1454: «Приятно, когда молодые люди приходят работать в школу, и они одержимы профессией в хорошем смысле этого слова. У таких коллег, как Глеб Игоревич, можно подсмотреть новые методики и приемы, то, чего сам не знаешь».

Итоги «Педагогического старта» подведут в конце мая. Всего в этом году на конкурс «Педагоги года» Москвы подали заявки более 2 тысяч преподавателей столицы. Победители пяти номинаций представят регион на федеральном этапе конкурса «Учитель года».

Илья Лядвин

Читайте также