Видео программы «Сегодня»
Сегодня в Европе вспоминают жертв одной из самых масштабных морских катастроф. 3 мая 1945 года британские ВВС потопили в Балтийском море несколько немецких кораблей. На борту находились бывшие узники нацистских концлагерей. Официальный Лондон называет произошедшее ошибкой, а многие утверждают, что трагедии можно было избежать.
Через концлагерь Нойенгамме под Гамбургом прошли более 100 тысяч человек, из них большинство советские военнопленные. Нойенгамме назывался лагерем труда, а не смерти, но труд и смерть у фашистов синонимы. Здесь умирал каждый второй, гибли от голода, непосильного труда на кирпичном заводе и медицинских опытов. Здесь погиб брат писателя Владимира Набокова Сергей.
От карцера остался фундамент пять узеньких камер. Тут держали в темноте и без еды, а в коридорчике вешали. Дважды, загнав сюда пленных красноармейцев, немцы травили их газом. Смертей было так много, что фашисты, как и в других лагерях смерти, построили из лагерных же кирпичей крематорий. От него остался фундамент, как и от бараков. Сюда насыпаны камни. Камней много, как поломанных жизней.
Преступления нацистов были страшны, союзники были близко. Весной 1945 года по приказу Гиммлера в концлагерях немцы стали заметать следы живых и мертвых. В портовый город Любек, выстроенный из такого же кирпича, какой производили узники, из концлагеря Нойнгамме в конце апреля 1945 года вывезли до 12 тысяч человек и посадили на германские корабли.
Роскошный пятипалубный океанский лайнер «Кап Аркона» годился для съемок фильма «Титаник», и так же, как «Титаник», затонул, погубив своих пассажиров, но не миллионеров в теннисных поло, а истощенных обритых наголо узников в полосатых робах.
Виноват в гибели «Кап Арконы» был не айсберг и даже не не фашисты, а британские ВВС. В эти дни немецкие порты и бухты бомбила британская авиация. Узники концлагерей с немецких кораблей англичан узнали. Англичане узников концлагерей не узнали. Или сделали вид, что не узнали.
Владимир Макаров, историк спецслужб: «Британские самолеты проходили на высоте примерно 15 метров. То есть летчики прекрасно видели, кто находится на палубе корабля, но продолжали бомбить из
„Тильбек“» и «Дойчланд», суда поменьше, и туристический лайнер «Кап Аркона» стали для англичан легкой мишенью. В ответ они не дали ни одного выстрела, а немецкая команда и охрана первыми сбежали с тонущих кораблей на шлюпках. Для узников Нойенгамме лайнер стал сначала плавучей тюрьмой, затем плавучей камерой смерти, затем подводным саркофагом. На кораблях находились от 7 до 12 тысяч человек, а выжили около 300.
Спасшийся советский военнопленный Василий Саломаткин писал в 1949 году: «Английские летчики, подобно летчикам фашистским, не признавая ничего, не обращая внимания на белый флаг на корабле, не обращая внимание на размахивание людей, находящихся на палубе, белыми рубашками, просящих пощады, сохранения жизни, продолжали бомбить корабли. Бомбежка происходила на очень малой высоте».
Корабль загорелся, завалился, затонул. Тех, кто прыгал в воду, расстреливали с берега и с катеров. Фашисты, англичане для тонущих и гибнущих все смешалось. И от союзников, и от врагов в равной мере шла смерть. По числу жертв гибель «Кап Арконы» четвертая морская катастрофа в истории человечества. По глубине предательства, несправедливости, неравенству сил, наверное, первая.
В немецком городке Нойштадте похоронен 621 человек меньше 1/10 всех погибших. Отсюда видно то место, где британская авиация уничтожила два корабля «Кап Аркона» и «Тильбек». Берег был близко, можно же было прыгнуть в воду доплыть, но с неба по тонущим людям стреляли англичане, а с берега эсэсовцы. На мемориальной табличке перечислены разные национальности, а дата смерти у всех одна 3 мая 1945 года. По местному европейскому времени до подписания акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии оставалось 5 дней.
За день до трагедии Красный Крест проинформировал британское командование о появившихся в бухте немецких кораблях с узниками концлагерей. Но информация
Владимир Макаров: Комиссия, которая проводила расследование, пришла к выводу, что это результат трагической случайности. Ну, хотели быстрее взять Любек, а наши находились в 260 километрах в Штеттине. Как Черчилль писал Монтгомери, если мы возьмем быстрее Любек, будет меньше споров с русскими о том, кому потом отойдет эта территория.
Любек, Гамбург и Нойштадт британцы взяли, а в Балтийском море погибли люди, прошедшие войну, плен, кирпичный завод, карцер, медицинские эксперименты, голод, холод, сырые бараки концлагеря. Они уже видели берег, видели самолеты союзников в небе и думали, что это идет к ним помощь и до освобождения, а не до гибели осталось лишь несколько минут в холодной майской балтийской воде.
Читайте также
- В России и Великобритании отмечают
80-ю годовщину первого арктического конвоя «Дервиш» - Опубликованы уникальные документы об освобождении Таллина от фашистов
- Пробег памяти: Словакия отмечает
80-летие антигитлеровского восстания - «Плевок в граждан»: молдавская оппозиция возмущена датой визита Шольца
- Исполнилось 80 лет со дня окончания Ленинградской битвы
- Годовщина трагедии в Хиросиме: как в Японии стирают из памяти неудобную правду