Безопасность и качество: от Калининграда до Чукотки борются с убитыми дорогами

03.05.2023, 10:00

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня»

Весна − время большого ремонта. В России все больше регионов входят в сезон дорожно-строительных работ. По всей стране строители реализуют очередной этап национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В 2023 году на ремонт и строительство коммуникаций запланированы более 600 миллиардов рублей.

Если представить, что страна — это человек, то автомобильные дороги — его кровеносная система, то от того, в каком она состоянии, зависит жизнь всего организма. В этом году по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в России построят и отремонтируют 15 тысяч километров дорог. Это как артерии, то есть федеральные трассы, так и капилляры, то есть региональные и местные. На лечение в рамках нацпроекта выделят 586 миллиардов рублей.

Кажется, даже водители внедорожников ездят здесь с опаской. Волгоград, Университетский проспект, придомовая территория. Глубина ямы — около 15 сантиметров. Такси высаживает людей до дворовой территории, дальше предстоит идти пешком.

Жители домов в округе за помощью обратились в местное отделение Народного фронта. У объединения есть сайт «Карта убитых дорог», куда каждый может написать про плохую дорогу, а также прикрепить ее фотографии. Дальше пользователи сайта голосуют, каждый объект получает рейтинг. При планировании работ на следующий год мнение жителей учитывается.

В прошлом году по просьбе горожан отремонтировали участок дороги на Двинской улице. Тут рядом музыкальная школа, так что место популярное. Поменяли покрытие, обновили дорожные знаки, а также провели освещение и поставили скамейки. Проект «Карта убитых дорог» — федеральный, то есть написать о плохой дороге могут жители всех регионов России.

В день каждый грузовик делает больше десятка выездов. Они везут асфальт на СКАД — Саратовскую кольцевую автомобильную дорогу. В этом году продолжается ее реконструкция. Дорогу не только отремонтируют, но и расширят на две полосы. Весь асфальт местный, два завода в час изготавливают больше 500 тонн покрытия.

По изрытому ямами пути (дорогой этого назвать сложно) жительница Подмосковья Ольга ездит к своим пожилым родителям в Саратовскую область.

Ольга Белослуцева: «У меня была иномарка, я приезжала, у меня Suzuki, низкая посадка, бампер вообще отлетал. Мы потом повыше посадку брали только из-за того, что сюда ездить надо к родителям».

Это участок дороги регионального значения Комаровка — Бакуры. Когда здесь был хотя бы ямочный ремонт, не помнит никто. Как построили в середине прошлого века, так и ездят. В этом году участок начали ремонтировать в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». При прокладке асфальта здесь используют метод холодной регенерации.

Игорь Абрамов, начальник отдела строительства и ремонта дорог дирекции транспорта дорожного хозяйства Саратовской области: «Суть этого метода заключается в том, что специальной машиной-ресайклером существующая изношенная дорожная одежда измельчается, в нее добавляется новый инертный материал: щебень, песок дробленный, повторно перемешивается уже с добавлением цемента, воды. Получается в итоге готовая монолитная плита толщиной 15–20 сантиметров».

Качество, уверяют строители, не страдает. Жизненный цикл дорожного покрытия зависит также от климата. Асфальт, скажем, для Якутии по свойствам отличается от асфальта для Ростовской области.

Прежде чем уложить каждую партию асфальта, она подвергается нескольким этапам проверки. Образец из партии А8ВН. Этот асфальт планируют использовать для ямочного ремонта дорог в Саратовской области. Задача Валерии — проверить качество: плотность, водостойкость, объемность, всего больше десятка параметров. Покрытие уложат, только если лаборатория даст добро.

Партия проверку прошла, можно начинать работы. В этом году в Ульяновске обновят асфальт более чем на 100 километрах дорог.

Андрей Полюшов, главный эксперт автодорожного хозяйства ОГКУ департамента автомобильных дорог Ульяновской области: «Также запланирован ремонт 11 искусственных сооружений, протяженностью 334 метра, в том числе одна водопропускная труба».

Осталось рассказать, как лечат артерии, то есть строят и ремонтируют федеральные трассы. В 2023 году на эти цели в нацпроект заложено 155 миллиардов рублей. Обновят 240 километров дорог.

Игорь Костюченко, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства: «Руководством страны перед нами поставлена задача к 2027 году довести соответствие автомобильных дорог регионального значения до 60%, автомобильные дороги городских агломераций — до 85%».

Аортой же всей дорожной системы будут транснациональные коридоры, такие, как Север — Юг и Запад — Восток.

Марат Хуснуллин, заместитель председателя Правительства России: «От Санкт-Петербурга до Владивостока новая магистраль „Россия“. То есть это на ближайшие 8–10 лет работы. Причем это где-то строительство новое, где в обход строительство новых дорог, где-то обходы городов, расширение существующих, где-то какие-то связки, связывающие дороги. То есть это такой комплексный проект транснациональной магистрали».

Общая протяженность всех дорог в России — около полутора миллиона километров. Невозможно, чтобы в таком большом организме ничего не болело, важно, чтобы лечение было быстрым и качественным.

Читайте также