Курьеры на самокатах врезаются в людей и авто: почему развитие сервисов доставки требует быстрых решений

02.05.2023, 11:21

Видеосюжет: Михаил Чебоненко
Видео программы «Сегодня»

Стремительное развитие курьерской доставки в России вызвало дискуссию о необходимости принятия мер, чтобы систематизировать эту отрасль. Курьеры на электросамокатах и велосипедах порой едут, не разбирая дороги, сбивают людей или врезаются в автомобили. Что делать, чтобы обезопасить людей и при этом сохранить быструю доставку?

Планы на летние каникулы родителям Ксюши, видимо, придется отменить. Девочку уже перевели из реанимации в нейрохирургическое отделение, но даже врачи пока не могут сказать, как долго продлится лечение. Черепно-мозговая травма, переломы, ушибы. Ксюшу сбил на тротуаре курьер, управлявший электровелосипедом, когда она вместе с мамой выходила с территории школы.

Елена Лутошкина, мама Ксюши: «С ней на поводке был наш щенок, этот молодой человек сбил их двоих, не пытаясь притормозить, он проехал по моему ребенку и тормозить начал только на ней».

Елена вспоминает, как девочка лежала без сознания, а доставщик еды тут же схватил телефон, но не чтобы скорую вызвать.

Елена Лутошкина: «Он стоял и в телефоне разбирался со своими заказами, звонил и говорил, что не сможет принять заказ».

Сейчас полиция разбирается с деталями этого происшествия. Точного ответа, понесет ли курьер наказание, маме девочки никто не дает. Вроде и пешеходы шли по тротуару, и доставщик передвигался там, где ему не запрещено этого делать. Компания, которую он представляет, тоже ответственности за случившееся не несет. Каждый сотрудник сам выбирает способ перемещения.

Проблема давняя, но четких правил для любителей самокатов и велосипедов по-прежнему нет, только рекомендации. Где-то есть выделенные полосы, но их используют по-разному. Ярким примером может служить фрагмент интервью эксперта корреспонденту НТВ Никите Коробенкову, когда на заднем плане грузовик ехал по велодорожке.

Владимир Соколов, председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов»: «Можно посмотреть, как нужно делать велодорожки и как нужно организовывать движение. Иногда грузовики используют велодорожки. Куда деваться велосипедистам?»

Организация, которую возглавляет Владимир, борется за права пешеходов. Развитие курьерской доставки в российских городах, говорит он, требует быстрых решений. Статистика тревожная: ежегодно сотни пострадавших и погибших, причем и пешеходов, и работников сервисов. Но у курьеров своя мотивация спешить, ведь зарплата зависит от количества выездов. Вот они и пересаживаются на электровелосипеды, мощные самокаты. Скорость порой как у мопедов, а едут где хотят. Их не слышно, порой не видно (мало кто устанавливает фары и пользуется светоотражателями). В «Союзе пешеходов» давно предлагают увеличить количество выделенок.

Владимир Соколов: «Нужно снижать скорости, делать уже полосы и за счет этого делать велодорожки».

Но эта идея не получила одобрения. Некоторые курьерские компании взяли инициативу в свои руки, проводят инструктаж для сотрудников на колесах, снимают ролики о правильном использовании велосипедов и самокатов. В одном из них объясняют, что на тротуаре человек на колесах — гость, а хороший гость не ездит с высокой скоростью и старается не звонить в звонок. Однако это только рекомендации.

Дмитрий Сидоренков, начальник управления внешних связей Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний: «Необходимы совместные усилия ГИБДД и служб доставки, проработать какие-то базовые требования обучения курьеров ПДД, особое внимание слепым зонам, придомовым территориям, так как на них реже фиксируется правонарушения, курьеры уезжают с места ДТП».

В компании, где работает Андрей, курьеры проходят обучение через специальное корпоративное приложение. Это отдельная инициатива. Андрей говорит, важно и самому понимать проблему. Он старается по тротуарам ездить как можно меньше, но по обочинам дорог перемещаться на велосипеде небезопасно для него. Пришлось выработать свой рабочий план.

Андрей Бабаев, курьер: «Я во время езды придерживаюсь спокойного стиля вождения, работаю на одних локациях и выбираю оптимальный маршрут».

Ситуация парадоксальная: покупатели хотят быстрой доставки, курьеры тоже в этом заинтересованы, но без происшествий не обходится. А ведь речь не только о курьерах. Поехать на электросамокате может любой желающий, их можно взять в аренду на каждом шагу.

Пожалуй, пока не появились общие нормы и требования на законодательном уровне, нужно основываться на хороших манерах и излишней осторожности: одним — не разгоняться, другим — чаще смотреть по сторонам, ведь в противном случае и быструю доставку могут запретить, и вообще теми же электросамокатами не каждый сможет пользоваться.

Читайте также