Атаки на доверчивых россиян: по каким схемам работают телефонные мошенники с Украины

17.04.2023, 15:42

Видео программы «ЧП»

Столичные полицейские совместно с ФСБ задержали очередного подозреваемого в телефонном мошенничестве, работающего на Украину.

Оперативники Московского уголовного розыска при взаимодействии с ФСБ России задержали мужчину, подозреваемого в телефонном мошенничестве и работающего в интересах Украины. Перспективы у него те же, что и у столичного супервайзера и ее коллеги. На днях их арестовали за вымогательство денег у россиян с помощью фиктивных мобильных номеров и за организацию дома настоящей сим-фермы. С использованием этих номеров совершались мошеннические действия в отношении граждан РФ, а также поступали звонки с сообщениями о минировании и планирующихся терактах.

Служебным положением в угоду телефонным мошенникам воспользовалась задержанная силовиками в Москве супервайзер Светлана Филиппова. Она представляет один из российских сотовых операторов, однако соблюдала интересы только клиентов из Украины, делая все, чтобы они могли беспрепятственно атаковать звонками доверчивых россиян без возможности обратной связи.

Поскольку на Украине российские операторы не действуют, подозреваемая, имея доступ к сим-картам, оформляла их на иностранных граждан, чьи данные она искала в специальных телеграмм-каналах, а затем регистрировала фиктивные номера в различных мессенджерах. Таким образом от имени российского оператора ничего не подозревающие жертвы получали входящий звонок с территории Украины.

Вместе с Филипповой усилиями Московского уголовного розыска при взаимодействии с сотрудниками ФСБ России был задержан ее коллега Андрей Филимонов. Во время обысков у него дома обнаружили настоящую ферму по регистрации сим-карт. Основным инструментом были так называемые сим-бокс-устройства. Вставленные в них сотни зарегистрированных телефонных карт дистанционно использовались мошенниками из кол-центров для общения со своими жертвами.

Сегодня 95% мошеннических звонков россиянам поступает именно с территории Украины, отмечают силовики. Преступления против граждан РФ там не влекут за собой уголовной ответственности, а, напротив, поощряются киевскими властями. Количество таких кол-центров одно время превышало тысячу. С началом специальной военной операции эти показатели заметно сократились. На данный момент действует около 150 подпольных контор. В России они вербуют беспринципных граждан среди безработных, студентов или наркоманов. Длинные цепочки таких наемников создавались, чтобы забрать наличные у обманутых абонентов и перевести на украинские счета.

Настоящей «столицей» телефонного мошенничества специалисты называют Днепропетровск. Все звонки осуществлялись по заранее подготовленным сценариям, так называемым скриптам. У каждого телефониста на компьютере была папка с инструкциями. Сотрудники, в зависимости от своего опыта, добавляли в файлы некоторые особенности, помогавшие новичкам эффективнее входить в доверие к жертвам. Всего более 150 сценариев. В конце рабочего дня в специальных чатах сотрудники кол-центра отчитывались о суммах украденных денежных средств.

Для придания большего веса своим словам мошенники представляются сотрудниками Центробанка РФ, полиции или ФСБ. Сценарии могут отличаться, но вектор один — в отношении человека якобы совершаются подозрительные действия (например, пытаются оформить кредит или снять накопления), или «ваш родственник попал в ДТП». В настоящее время сотрудники уже настоящей ФСБ вместе с представителями Минцифры активно блокируют исходящие звонки со стороны Украины. Именно поэтому мошенники стали атаковать через интернет. По словам специалистов, при входящем звонке с незнакомого номера в мессенджере самое разумное — отклонить вызов.

Иван Полянчиков, эксперт по противодействию мошенничеству на сетях связи: «В последнее время мошенники используют мессенджеры. Ни банки, ни правоохранительные органы не используют мессенджеры для официального взаимодействия с гражданами. Поэтому, если вам поступил звонок с иностранного мессенджера, скорее всего, это мошенник».

Жертвами зачастую становятся именно пенсионеры. Так, например одной пожилой женщине голос на том конце провода представился ее сыном и сообщил, что ему срочно нужны деньги, чтобы избежать уголовной ответственности.

Пенсионерка: «Мне сынок позвонил, сказал, что срочно нужны 200 тысяч. Я говорю: „Хорошо. Еще у друга есть, он тоже отдаст, сейчас он будет около тебя“. И я пошла, сняла с книжки».

Когда пенсионерке сказали, что это аферисты, она сначала не поверила. К тому моменту подозреваемого задержали.

Иногда мошенники разыгрывают целый спектакль. Вначале звонят якобы родственники, рассказывают ту же легенду — мол, стали виновниками ДТП. Спустя какое-то время с жертвой связываются лжесотрудники полиции. Так произошло в истории с другим московским пенсионером. Таким образом злоумышленники стремятся сделать ситуацию более правдоподобной и усыпить бдительность своей жертвы.

Пенсионер: «Называлась сумма — 300 тысяч. Достал деньги, на похороны которые были. И когда он еще раз позвонил, я ему сказал, что деньги при мне… Он сказал, что пришлет человека, сотрудника полиции, который эти деньги возьмет и передаст потерпевшему водителю».

Именно курьеры, завербованные украинской стороной, являются одним из главных звеньев в отъеме денег у россиян. Приедут куда необходимо и во сколько нужно — все, как скажут кураторы. Только подобные поездки для таких людей заканчиваются всегда одинаково.

Обвиняемый: «В содеянном раскаиваюсь, вину признаю».

Бдительность по-прежнему остается лучшим средством защиты от материальных потерь, напоминают специалисты и призывают не доверять незнакомцам, которые звонят по телефону. Наилучший сценарий — самостоятельно связаться с организацией или родственником, от чьего имени поступил первый звонок, и проверить информацию.

Связанные новости

Читайте также