Во что втягивают США: Европа озабочена обострением вокруг Тайваня и украинским вопросом

16.04.2023, 19:58

Видеосюжет: Алим Юсупов
Видео программы «Итоги недели»

Европейские политики сейчас едут один за одним в Пекин. Поездки сразу после визита Си Цзиньпина к Путину выглядят как попытка договориться или хотя бы сверить часы. Ведь все было четко видно уже из поездки в Китай Макрона в сопровождении главы Еврокомиссии. Макрон объявил по прилету: мы не вассалы Америки во всем, надо быть самостоятельнее. Это настроение Макрона в момент, когда у него на улицах баррикады, явно может быть тем, чего больше всего опасались в ЕС.

Новыми поджогами, стихийными митингами и стычками с полицией французы ответили на окончательное принятие нового пенсионного законодательства. В пятницу Конституционный совет признал реформу легитимной, несмотря на то, что за нее не голосовал парламент. Президент Макрон уже подписал закон. Выход на пенсию в 64 года, пересмотр системы льгот — все это начнет работать с сентября. Тем, кто не хочет это принять, полиция дает отпор, а профсоюзы призывают продолжать борьбу.

Макрон, как уже делал не раз, переключил внимание на международные дела и неожиданно подкинул дровишек уже в костер европейских разногласий. Возвращаясь из Китая, где среди прочего безуспешно пытался убедить Пекин повлиять на Россию, французский лидер дал интервью, в котором рассуждал о необходимости стратегической независимости Европы и угрозах для нее в случае прямого столкновения США и Китая. Макрон призвал усиливать европейский оборонный комплекс, а постоянное следование Европы за политикой США назвал «паническим рефлексом».

Формально его заявления касались ситуации вокруг Тайваня, но восприняты они были как попытка поставить под сомнение отношения США и Европы. Слова Макрона выглядели как нападение на концепцию западного трансатлантического партнерства, а ее верных сторонников эти заявления если не спугнули, то разозлили.

Марко Рубио, сенатор США от штата Флорида: «Полагаю, пришло время спросить Европу: Макрон выступает от лица всех европейских стран? Или он сейчас глава Европы и самый могущественный из ее лидеров? Если так, то значит, нам пора кое-что поменять в наших отношениях».

Борис Писториус, министр обороны Германии: «Это неудачные высказывания. Нам никогда не грозило стать вассалами Соединённых Штатов. Неправильно вбивать между нами клинья, поскольку в конечном итоге это на пользу лишь китайской внешней политике».

Заявления Макрона многие расценили как заигрывание с Пекином, тем более что там реакция была, скорее, одобрительной.

Приехавшая в Пекин вслед за французами глава МИД Германии Анналена Бербок на свой лад, но выразила в сущности те же опасения, что и Макрон, упирая на возможные экономические последствия обострения в Тайване и на миролюбивую позицию Европы.

Так что, несмотря на преимущественно негативную публичную реакцию европейских и американских политиков на выпады Макрона, в Европе признают: вопрос о том, во что их втягивают США, — далеко не праздный.

Например, Венгрия формулирует иногда даже более жестко, особенно, когда речь не о далеком Китае, а о ситуации в Европе. Венгрия против и вооружения Украины, и западных антироссийских санкций.

Если объективные интересы венгров в том, чтобы не платить по украинским счетами и закончить конфликт, то у Польши они явно противоположные. Ее лидеры считают: страна выиграла от того, что стала хабом для переброски западного вооружения и подготовки украинских военных. Варшава хочет большего, настаивает, чтобы и финансовые потоки в помощь Украине шли тоже через нее.

Но у Варшавы с Киевом многое балансирует на грани конфликта интересов. Даже теперь, когда две страны то и дело говорят о нерушимой дружбе, в Польше разгорелся скандал вокруг дешевого зерна с Украины, поставившего в отчаянное положение местных фермеров. На этой неделе они пытались блокировать железную дорогу, помешала полиция.

Переговоры с Киевом проблему не сняли. И аналогичные проблемы с зерном — в еще нескольких странах. Польша и Венгрия в субботу решили временно запретить импорт продуктов украинского агропрома, но осадок остается. А отсылки к трудностям военного времени и издержкам европейской солидарности работают не всегда. Ведь на глазах другой пример. США вроде бы тоже вовсю вовлечены в помощь Украине, но от этого совсем не страдают, наоборот, даже выигрывают. Поэтому и Макрон со своими заявлениями об угрозе вассальной зависимости лишь обозначает настроения.

Айк Хамер, политолог (Германия): «Болезненно осознавать, что своей украинской политикой США устраняют конкурентов, в первую очередь, немецкую экономику. Они пытаются вывести нас из игры, и им это удается. И хотя ЕС и Франция уже много лет ведут себя как послушные пудели Вашингтона, у Макрона хотя бы есть шанс понравиться французам, которые всегда считали себя нацией равной американцам по величию».

Но французам пока все равно не нравится. Активисты, выступающие против пенсионной реформы, преследовали президента даже в Нидерландах, где он в очередной раз выступал с тезисами о европейской автономии. Они пытались сорвать выступление и вывесили плакат с надписью «Президент насилия и лицемерия». А у себя дома объектом протеста они выбрали штаб-квартиру люксовой торговой марки Louis Vuitton. Протесты все больше приобретают черты классовой вражды. Очередную всеобщую акцию протеста профсоюзы назначили на начало мая.

Алим Юсупов

Все выпуски программы «Итоги недели»

Связанные новости

Читайте также