Чудеса параллельного импорта: как в Россию пригоняют и продают нерастаможенные автомобили

17.04.2023, 11:10

Видео программы «Главная дорога»

Пригнать машину из-за границы — целая история: один пригнал, другой растаможил, третий поставил на учет, а покупатель попадает на деньги. Даже в официальных автосалонах продают растаможенные по серым схемам автомобили с ПТС, который могут аннулировать.

Параллельный импорт удивляет. В Интернете крупнейший автосалон предлагает Mitsubishi 2022 года выпуска, пробег всего 320 километров, цена чуть больше двух миллионов. Выясняется, что ее за наличные деньги не купить, только в кредит. Даже в кредит цена составляет почти 3 миллиона, но тут же поступает выгодное предложение — такая же машина в белом цвете за 2 миллиона 400 тысяч, к тому же авто уже в стране.

Журналистам программы «Главная дорога» удалось узнать тонкости поставки машин в Россию. Люди, которые растаможивают машины, как оказалось, не растаможивают их как положено под 100% — у них есть всегда свои ходы. Покупать такие авто опасно. Петербуржец Сергей Пшегорлинский купил машину из Японии.

Сергей Пшегорлинский, автовладелец: «Выяснилось, что в 2016 году моя машина оказалась снята с учета. Информация появилась в 2022 году».

До последнего Сергей надеялся, что произошла ошибка. Год он пытался узнать причину, почему ему аннулировали ПТС.

Сергей Пшегорлинский: «Сделали запрос в ГАИ Владивостока, откуда пришел ответ, было нарушение при регистрации выдачи ПТС».

Сертификат соответствия (сертификат безопасности конструкции транспортного средства) нужен для получения первого ПТС. На автомобиль Сергея он оказался поддельный, в базе не числится, следовательно, на учет машину поставили незаконно. Теперь документ надо делать самому.

Сергей Пшегорлинский: «Мне МВД говорит: устрани причину, и нет проблем, мы восстановим учет. Я пробовал обращаться в несколько фирм. В трех или четырех я сразу же получил отказ».

Подлинность сертификата можно проверить на сайте Росстандарта. Искать придется вручную.

Сергей Радько, юрист: «Нарекание вызывали документы, выданные, например, во Владивостоке компаниями, которые заказывали в Росстандарте чуть ли не 10–15 тысяч бланков этих документов за неделю».

Большинство машин гонят по параллельному импорту через Казахстан. Они требуют особого внимания.

Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза: «Первое: это занижение таможенной стоимости. Второе: зачастую „Евро-0“, делаются подложные документы, и вдруг становится „Евро-5“».

Автомобиль может быть растаможен на гражданина Казахстана под 15% от цены, в России ставка 48%.

Михаил Семёнов, начальник Пикинского таможенного поста Центральной акцизной таможни ФТС РФ: «Транспортные средства, оформленные по ставкам, отличным от ставок, действующих на территории ЕЭАС, к ввозу в Российскую Федерацию запрещены. Доплаты таможенных платежей не предусмотрены».

Придется провести расследование. На сайте таможни нужно вбивать VIN-номер, чтобы узнать, когда и где была растаможена машина. На портале электронных ПТС можно посмотреть, где получен сертификат безопасности. Mitsubishi из салона растаможивали в Казахстане, там же получен сертификат безопасности.

Сергей Радько: «Надо обращать внимание, где выдан СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), потому что если выдано в Казахстане, то такие документы вызывают нарекание нашего Росстандарта».

Нужно проверить казахстанский сертификат безопасности, сравнить экологический класс, объем двигателя и VIN-номер с ПТС и фактическими характеристиками машины. С документами, на первый взгляд, все в порядке, но заплачены ли все пошлины, можно узнать от инспектора ГАИ при аннулировании регистрации.

Все выпуски программы «Главная дорога».

Читайте также