Собачья работа: в каких сферах без животных не обойтись

10.04.2023, 10:30

Видео программы «Чудо техники»

Человек с его техникой во многом добился успехов, но есть вещи, в которых животные, в частности собаки, превосходят людей. Именно поэтому кинологи продолжают учить своих подопечных не просто выполнять команды, но иногда и делать совершенно уникальную работу.

В носу у собаки в среднем около 300 миллионов рецепторов, это в 50 раз больше, чем у человека. Они могут учуять даже вещества, характерные для больного раком. Возможно, когда-то это применят в диагностике. Ученые из Массачусетского университета, например, именно по собачьему образцу создают систему с синтетическими обонятельными рецепторами: таким образом, у врачей будет «электронный нос».

«Живые детекторы запахов» уже давно применяют в полиции. Собак здесь отбирают еще щенками и тренируют около года с помощью целой библиотеки запахов.

Валерия Новикова, капитан полиции: «Нет людей с одинаковым запахом, он генетически детерминирован, то есть он не меняется в процессе жизни. Часто преступники, заметая следы, используют на месте преступления, например, перец — посыпают следы. Такие пахучие включения не являются проблемой для распознавания запаха человека в ольфакторной (обонятельной. — Прим.ред.) экспертизе».

Обонятельный эпителий у собак — 100 сантиметров, а у человека всего 4. Поэтому то, что мы не можем пронюхать мы, могут пронюхать животные, а именно собаки. Во время экспертизы перед собакой выставляют 10 разных проб. Две из них — это запах крови из вены подозреваемого, а также запах предмета с места преступления. В остальных пробах аналогичные образцы, но не имеющие отношения к преступлению, чтобы все было объективно.

Сначала собаку знакомят с эталоном (кровь подозреваемого). Дальше она определяет, есть ли с чем-то совпадения. Такую ольфакторную экспертизу применяют в суде, только если три собаки по очереди покажут одинаковый результат.

Валерия Новикова: «Нам кажется, она там бежит по ряду и что-то нюхает. На самом деле для нее каждый запах — это картинка. Она смотрит — это называется научная энграмма, — она видит картинку и запоминает. И вот она должна из кучи картинок выбрать определенный запах человека».

Попасть на такую работу могут собаки охотничьих, самых чувствительных к запахам пород — таксы, бигли, эрдельтерьеры. А вот «Аэрофлот» в своей кинологической службе использует специально выведенный гибрид — шалайку, от слов «шакал» и «лайка». Их задача — искать взрывчатые вещества.
Эти собаки не так уж далеко ушли от своих диких предков — они отличные поисковики, но работать с ними непросто.

Елена Батаева, начальник отдела кинологического мониторинга департамента управления авиационной безопасностью: «Служить она не будет, она будет с вами сотрудничать. Надо постараться как бы заинтересовать ее в этом сотрудничестве, тогда она будет очень хорошо выполнять свои задачи».

Максим Клепиков, старший инспектор, кинолог: «Во время патруля собака может уставать, это нормально, потому что и мы ходим, устаем, тут очень большая территория. И собачка устает. Делаем в течение обхода, который длится в среднем час, 5-минутные перерывы, буквально вот собачке также посидеть, погладить ее, пообщаться, как с ребеночком».

Не просто питомец, а техническое средство реабилитации — так по закону числят собак, которые работают поводырями для незрячих.

С ними даже можно пройти туда, где есть значок «с животными запрещено». Лучшей породой для такой работы считается лабрадор. Реже удается научить овчарок или золотистых ретриверов. Дворняжкам такое ремесло не по зубам.

Анна Горохова, старший тренер-дрессировщик собак-поводырей: «У нас был опыт, когда к нам привели собственную собаку, якобы метисы лабрадоров, но результат, прямо скажем, плохой. Собака как поводырь фактически работать не могла, для этого нужна стабильная психика, собака должна быть дружелюбна к людям, дружелюбна к животным, должна быть спокойна в доме».

Но не все чистокровные способны даже дойти до итогового экзамена. Их путь начинается в три месяца, за щенками сначала ухаживают и наблюдают, отмечая их склонности, в волонтерских семьях, которые должны как-то еще ухитриться не слишком привязаться к питомцам, ведь с ними, скорее всего, придется расстаться.

Элина Пачуева, заместитель директора учебно-кинологического центра «Собаки-помощники»: «Это необходимо для того, чтобы собака выросла хорошо социализированной и такой, по-настоящему городской собакой, чтобы она знала, что такое улица, что такое лифт, что такое лестница, что такое общественный транспорт. То есть большая разница, если бы собака выросла в вольере или в обычной квартире с людьми».

Прервать будущую карьеру собаки-поводыря может что угодно. Например, однажды стресс от фейерверков на улице сделал одного из претендентов слишком пугливым. После года тех, кого эксперты признают годными, начинают учить. Это общий курс дрессировки, плюс специфические команды и умение не отвлекаться, например, не реагировать на мячик.

Анна Горохова: «Я могу сейчас его отпустить, вы посмотрите, что он испытывает, он не боится этого мячика, он знает просто, что нужно немножечко подождать, и в нужный момент отправят поиграть».

А еще собакам придется выполнять команды в шуме города. И это один из элементов экзамена: животному нужно провести по маршруту тренера в повязке на глазах, слушаясь и не допуская опасных ситуаций. После успешной сдачи теста пес обретет хозяина и еще будет тренироваться уже в паре с ним.

Анна Горохова: «Учим не только ходить с собакой, но мы также учим незрячего взаимодействовать с собакой, дрессировать собаку, играть с собакой, ухаживать за собакой. Казалось бы, собака обучена, почему не дать? Дело в том, что к этому времени собака начинает понимать, что здесь что-то не то, этот человек явно не видит, и собака может начать проверять, а что этот человек может. А незрячий еще не умеет собаку скорректировать, он пока еще не чувствует собаку».

Это «обучение дружбе» дается нелегко, говорит Руслан Алиев, который не видит с рождения, а 6 лет назад решил обзавестись поводырем. Это сейчас они с лабрадором по кличке Леонард (сокращенно — Лёва) шагают так резво, что за ними еле успевает съемочная группа. Но в начале Руслан едва не сдался, потому что контакт наладить удалось не сразу.

Руслан Алиев: «На третий день мне его дали уже в комнату, где я проживал. Во-первых, он всю ночь бегал, беспокоился, бегал ко мне, проверял кровать, тыкал меня носом, сплю я или убежал. Помню это мое ощущение, я сижу, плачу, обнимаю его и думаю, что нет, неужели настолько я труслив, что готов из-за какой-то слабости сейчас отказаться и сдаться? Во мне появилась такая уверенность, что нет, я добьюсь результата, мы научимся вместе жить».

Леонард переехал вместе с хозяином из Краснодара в Москву и уже знает уже больше 100 маршрутов. На пути дворы, электричка, метро, но ни лужи под ногами, ни час пик, ни переходы через многополосные дороги больше не являются для Руслана преградой.

Руслан Алиев: «Когда ты идешь с собакой-поводырем, многие препятствия, которые может заметить зрячий, собака-поводырь обойдет, я могу вообще даже не понять, что это было там».

Другая собачья профессия — актерская — не имеет никаких ограничений по породе и сулит любовь не одного, а миллионов людей.

Настоящих хвостатых актеров готовит постановщик трюков с животными Татьяна Ястребова. Она и помогает с подбором собак для фильмов, и тренирует уже утвержденных кандидатов. У ее собственных питомцев Рокси и Графа на двоих уже более 100 ролей в кино и сериалах. По словам Татьяны, тут главное, чтобы собака была легко обучаема, ведь творческие задачи редко ограничиваются простыми «сидеть» или «лежать».

Татьяна Ястребова, постановщик трюков с животными: «Надо было собаке изображать команду „умри“ — якобы она после наркоза не отошла, умерла. И там было прописано по сценарию, что ее за шкуру тянут в могилу. Занимались где-то месяц, тренировали собаку, чтобы она знала команду „бах“, не реагировала ни на что, расслабленная лежала».

Съемочный день у животных не длиннее шести часов, стоит он 8–12 тысяч рублей, бывает и больше, если снимается реклама или есть трюки. Изворотливость от постановщиков требуется просто феноменальная.

Татьяна Ястребова: «Там по сценарию собака своровала пирожное, а так как это домашняя собака, она не ворует, хотя, казалось бы, элементарная сцена — своровать пирожное. Но у нее взрыв мозга. Девочки делали якобы похожие на пирожные человеческие, но они полезные, сладкое же нельзя собакам, делали с паштетом, с разными вкусняшками, холодец клали в пирожное, чтобы это было не вредно собаке».

Еще одна собачья способность, которая иногда превращается в работу, — их выдающийся материнский инстинкт, который порой не ограничивается своими и даже чужими щенками.

В иркутской зоогалерее, например, сиба-ину Мира воспитала леопарда, лабрадор Эльза — льва, а той-терьер Мося выхаживала рысь и обучала обезьяну. Руководитель проекта зоолог Людмила Ивушкина часто спасает попавших в беду животных и говорит, что иногда собаки могут дать такую помощь, на которую люди просто не способны, как, например, в случае с маленьким (теперь уже не очень) леопардом, которого перекупщики разлучили с семьей.

Людмила Ивушкина, руководитель зоогалереи: «Той бутылочки с едой, которую мы ему предложили, ему было мало, его нужно было греть, вылизывать, он не знал людей, человеческой руки вообще не знал, он рос с братьями, сестрами с матерью. Поэтому когда мы решили попробовать привлечь к этому Миру, это была очень удачная идея. Мира молодец, она не стала сопротивляться вообще никак, то есть она его приняла буквально с первых минут: обнюхала, пожала плечами, ну, ладно, ну такой, пусть еще один ребенок будет, шестерых вырастила, и этого выращу».

У лабрадора Эльзы, которая ни разу не вынашивала своих щенят, рядом со львенком проснулся материнский инстинкт. Изначально ее сделали компаньоном для детеныша, которого из-за болезни пришлось забрать у матери.

Людмила Ивушкина: «Посетители случайно рассказали: а вы знаете, что у вас лев грудь собаки сосет? Мы удивились, пощупали собаку, действительно, молочные железы работают, мы сами наблюдали. Он не наносил ей абсолютно никаких травм, несмотря на разницу в размерах, то есть щенок-то не такого размера должен быть. Она из подружки превратилась ему в мать полноценную практически, в приемную, в кормилицу».

Они живут вместе и теперь, и лев (как и позднее присоединившиеся к ним тигры) признает Эльзу старшей и слушается ее. Тайны собачьей психологии и физиологии явно заслуживают дальнейшего изучения, им точно еще будут придуманы новые применения.

Все выпуски программы «Чудо техники».

Читайте также