«Русские будут видеть врагов»: чем опасно для Финляндии вступление в НАТО

08.04.2023, 17:34

Видео программы «Центральное телевидение»

После вступления в НАТО Финляндии шведам уже можно не торопиться. Если посмотреть на глобус, то нетрудно убедиться, что Североатлантический альянс, в котором шведы искали защиту от мифической «российской угрозы», уже и так окружает их со всех сторон. Российский МИД в ответ на вступление наших северных (и до этой недели нейтральных соседей) в явно враждебный Москве военный блок уже пообещали ответные меры. Чем и как, перефразируя слова Петра I, «отсель грозить мы будем финнам», а в перспективе и шведам, которых в НАТО планируют принять в июле?

С момента, как на площади перед штаб-квартирой НАТО в Брюсселе на пустой флагшток водрузили белый флаг с синим скандинавским крестом, Финляндия стала новым членом Североатлантического альянса. Оборонительный альянс, а именно так позиционирует себя блок НАТО, оборонительно продвинулся на Восток. Генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг, кажется, не скрывает эмоций: размахивает руками и говорит вовсе не о Финляндии, а о России.

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Президент Путин имел в качестве объявленной цели (спецоперации) не допустить расширения НАТО. Он добился прямо противоположного: Финляндия сегодня, а скоро и Швеция, станут полноправными членами альянса».

Госсекретарь США Энтони Блинкен благодарит лично президента Путина за нового члена Североатлантического альянса.

Энтони Блинкен, государственный секретарь США: «Очень хочется сказать, что это, возможно, единственное, за что мы можем поблагодарить господина Путина, потому что он ускорил то, что, как он утверждает, хочет предотвратить. Мы очень рады, что Финляндия стала 31-м членом этого альянса».

Кажется, это было самое быстрое по времени вступление в НАТО. По меркам некоторых стран, которым годами приходится ждать своей очереди, Финляндия идет на рекорд.

Питер Кузник, профессор кафедры истории, директор Института ядерных исследований в американском Университете Вашингтона, писатель: «Кажется, что это самое важное вступление в НАТО со времен Германии в 1955 году. Присоединение Испании в 1982 году также было важным событием. Но вступление Финляндии значительно усиливает позиции НАТО, особенно в Северо-Западной Европе».

Питер Кузник — директор Института ядерных исследований университета Вашингтона. По его словам, вступление Финляндии в НАТО — это своеобразный эффект бумеранга.

Питер Кузник: «Посмотрите, что произошло сейчас. Финляндия стала членом НАТО. Швеция, вероятно, станет членом НАТО. Германия значительно увеличила военные расходы. Япония удваивает свои военные расходы. НАТО сейчас сплочен больше, чем когда-либо. Все это реакция на вторжение России на Украину. Это противоположно тому, чего хотел Путин».

До 24 февраля 2022 года Финляндия не стремилась в НАТО, большинство финнов и вовсе не выражало такого желания, но резко засобиралось в Североатлантический альянс после начала спецоперации на Украине.

Блейк Флитвуд, политолог, бывший репортер The New York Times и Daily News: «Несколькими годами ранее Финляндия серьезно была настроена не вступать в НАТО и не злить русский народ, поскольку страны объединяли продолжительные дружественные взаимоотношения. Они долго шли к этому, но теперь все изменилось».

Но что же на самом деле изменится для Финляндии после вступления в НАТО? По мнению бывшего репортера The New York Times и Daily News Блейка Флитвуда, теперь финнов ждут сплошные растраты, армия потребует масштабной переподготовки, чтобы соответствовать стандартам блока, а обойдется это финским налогоплательщикам в копеечку.

Блейк Флитвуд: «Сложность в том, что теперь отношения России и Финляндии стали враждебными, хотя страны последние 30–40 лет выстраивали экономические связи, которые теперь прекратят свое существование. В глазах России Финляндия становится недружественным государством. Вот такие плюсы и минусы».

Кроме того, по мнению Блейка Флитвуда, часть финской экономики, связанной с Россией, фактически перестанет существовать. Все это ведет к снижению доходов, но главный удар может прийтись на отсутствие российских энергоносителей.

Блейк Флитвуд: «Затронет ли энергетический кризис Финляндию? Конечно. Как и весь остальной ЕС, Финляндия сильно зависит от российской нефти и других ее энергоресурсов. Теперь обеспечивать страну энергией придется, закупая ресурсы у Норвегии или обращаясь к корабельным поставкам, а это очень увеличивает их стоимость. За последнюю зиму цены на энергоресурсы в Финляндии уже взмыли до небес».

На этом фоне практически одномоментно с вступлением в НАТО в Финляндии случается еще одно событие — финны поменяли премьер-министра. Новый премьер-министр Финляндии — Петтери Орпо. После объявления победы Национальной коалиционной партии на парламентских выборах он заявил, что готов сформировать новую команду. Но неужели старое правительство Финляндии, которое и привело страну в НАТО, понимало, к чему все это ведет, и быстро умыло руки?

Блейк Флитвуд: «На последних выборах борьба между кандидатами шла напряженная, в результате правящую коалицию ждало поражение. Возможно, это связано с тем, что премьер-министра видели в ночных клубах, когда она должна была исполнять свои обязанности. А может, и нет. Политика в Финляндии — вопрос очень сложный».

Все помнят громкие вечеринки предыдущего премьера Финляндии Санны Марин. Бывший премьер-министр не раз оказывалась в центре скандала после публикации в СМИ видео, на которых она танцует и веселится в компании друзей. Позже ее еще и обвинили в употреблении наркотиков. Сама же она оправдывалась и обещала, что никаких больше вечеринок.

Санна Марин, бывший премьер-министр Финляндии: «Не делала ничего противозаконного и, кроме алкоголя, не принимала ни наркотиков, ни чего-либо другого».

Но вернемся к истории Североатлантического альянса. 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от возможной советской экспансии создается Организация Североатлантического договора. Тогда государствами — членами НАТО стали 12 стран. Сегодня Финляндия стала 31-м членом НАТО. Так много флагов в Североатлантическом альянсе еще никогда не было. Впрочем, организация не раз переживала разные страницы истории. Самый сильный удар впервые в истории нанес не вероятный противник — Варшавский блок, а самый что ни на есть союзник.

«Над нами постоянна угроза мировой войны. Есть и другие конфликты в разных частях света, в которых участвуют США. Например, позавчера в Корее, вчера — на Кубе, сегодня — во Вьетнаме. Это пожар, который разгорается все больше. И Европа оказывается втянутой в эти конфликты, так как она находится в альянсе НАТО. Ей придется участвовать в драке, хотя ей и не хочется этого делать. Это касается и Франции».

С момента основания до середины 60-х годов прошлого века центром и мозгом НАТО был Париж. История блока знает немало взлетов и падений, но в эти дни особенно часто вспоминают еще одно событие, определившее на продолжительный период характер отношений с Североатлантическим альянсом. 7 марта 1966 года Франция официально выходит из военной структуры. Де Голль адресовал главе вашингтонской администрации Линдону Джонсону личное послание.

«Франция должна сама распоряжаться своей политикой, чтобы приносить пользу другим, а свободная воля Франции несовместима с НАТО — организацией, в которой Франция находится в подчиненном положении. В результате Франция выходит из НАТО».

Именно с этого момента штаб-квартира НАТО в срочном порядке переезжает из Парижа в Брюссель. Мотивируя свое решение, Шарль де Голль заявил, что в связи с изменившимися условиями в мире политика, проводимая в рамках Североатлантического альянса, противоречит интересам Франции и может привести к автоматическому вовлечению ее в конфликты. Спустя 43 года в 2009-м Франция снова вернулась в НАТО во время президентства Николя Саркози. СССР больше нет, холодная война окончена. Зачем же тогда снова понадобился альянс? Саркози тогда мотивировал это тем, что быть не в альянсе хуже, чем быть в НАТО.

Николя Саркози, 23-й президент Франции: «Франция станет сильнее и влиятельнее. Франция должна быть лидером наравне со всеми, а не подчиняться остальным».

Граница России с НАТО, недалеко от города Выборга, 150 километров от Санкт-Петербурга. История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но до Советско-финской войны 1939 года граница с Финляндией проходила в 30 километрах от Ленинграда. Если бы не произошли изменения в ходе так называемой зимней войны, после которых граница была сдвинута за город Выборг, то и сегодня граница НАТО проходила бы всего лишь в 30 километрах от Санкт-Петербурга. Так что же видно там, по ту сторону натовской границы? По мнению Питера Кузника, вступление в Североатланический альянс для Финляндии — это палка о двух концах, что-то теряют, а что-то находят.

Питер Кузник: «Как сказал Путин в какой-то момент — кажется, в 2016 году, — когда русские смотрят через границу в Финляндию, они видят финнов. Но если Финляндия вступит в НАТО, по ту сторону границы русские будут видеть врагов. Я бы не хотел оказаться в таком положении на месте финнов. С одной стороны, они получают гарантии безопасности, а с другой стороны, они ставят себя в более опасное положение в отношении России как потенциального врага, который может нацелиться и на них».

Как-то незаметно на пути в НАТО Финляндия потеряла своего вроде как союзника — того, с кем страна рука об руку шла в состав Североатлантического альянса. И это Швеция.

Блейк Флитвуд: «Швеция подала заявку на вступление в НАТО, полагаю, она вступит в альянс. На пути у Швеции встали Турция и Венгрия из-за того, что шведы в некоторой степени защищают курдов. Сейчас Швеция хочет вступить в НАТО, думаю, это и произойдет. Большинство говорит о том, что так и будет».

Планируется, что новое вступление в Североатлантический альянс случится летом, в июле. Если так оно и будет, то на площадке перед штаб-квартирой в Брюсселе поднимется еще один, уже 32-й флаг.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Связанные новости

Читайте также